Реализация проекта "Перевёрнутый урок"

Реализация инновационного республиканского  проекта «Применение модели «Перевёрнутый урок» с целью повышения эффективности качества образования учащихся учреждений общего среднего образования» (2016 – 2019 г.г.) завершена.

Консультировал проект Запрудский Николай Иванович, профессор кафедры педагогики и менеджмента образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,

кандидат педагогических наук, доцент.

Цель внедрения модели «перевёрнутого обучения» в образовательный процесс государственного учреждения образования «Средняя школа № 16 г. Полоцка» -  повышение качества образования учащихся. Это осуществлялось  путем инвертирования традиционных методов преподавания учебных предметов:  освоение учащимися учебного плана путём  подачи материала вне классной комнаты и выполнение учащимися домашней работы на уроке.

В 2018/2019 учебном году в реализации заключительного этапа инновационного проекта принимали участие 8 педагогов, фельдшер школы, психолог, более 150 учащихся.

На протяжении трёх лет была организована работа, направленная на повышение профессиональной компетентности учителей, их готовности к деятельности в рамках инновационного проекта. В ходе реализации инновации все педагоги, участвующие в проекте, прошли обучение в рамках инновационной темы «Перевернутый урок». 4 педагога посетили  семинары  «Перевернутый урок. Методы и формы проведения» в ГУО «Академия последипломного образования», 1 педагог (А.А. Курачева, учитель математики и информатики) присутствовала на семинаре «Перевернутое обучение и образовательные сервисы для его методической поддержки», 3 педагога ( М.И. Ремидовская, учитель английского языка; Н.М.Кормщикова, учитель английского языка; И.И. Булгакова, учитель немецкого языка) участвовали в республиканском семинаре «Создание дидактических материалов по иностранному языку с использованием информационных коммуникационных технологий», где рассматривались такие вопросы, как: облачные технологии, технология Web 2.0, сообщество Google, образовательная платформа Blogger.com. Посещение семинара оказалось очень полезным, так как реализация проекта предполагает работу учителя и учащихся в сети Интернет. Материалы семинара были использованы при создании Google форм – тестов по теме “SpecialQuestions”. Было отмечено, что использование Google форм позволяет сэкономить время при подготовке к уроку, а также у учителя есть возможность создавать свои собственные тесты, содержащие различные виды тестовых вопросов (вопросы с одним вариантом ответа, вопросы множественного выбора, раскрывающийся список, шкала, сетка, вопросы по дате, времени и т.д.).

В 2018/2019 учебном году директор школы И.А.Зимницкая и учитель английского языка М.И.Ремидовская приняли участие в семинаре «Практические аспекты реализации и завершения инновационного проекта «Внедрение модели «Перевернутый урок» как механизма повышения качества образования учащихся учреждений общего среднего образования» в г. Жлобине (семинар  проводился под руководством консультанта проекта Н.И. Запрудского). В этом же учебном году  заместитель директора школы по учебной работе Г.С. Фомина осваивала образовательную программу обучающих курсов (тематического семинара) для педагогических работников учреждений образования, осуществляющих инновационную деятельность (АПО, г.Минск). Учитель физики Шпаков Н.А. повысил квалификацию по учебной программе «Проектное обучение как механизм обеспечения качества образования учащихся».

Эффективность условий реализации, выполнение программы и плана  инновационного проекта. На основе обучающего семинара по технологии Web 2.0. в  2018/2019 учебном году  педагогами нашей школы Ремидовской М.И. и Кормщиковой Н.М. было организовано проведение практического занятия для учителей иностранного языка г. Полоцка и Полоцкого района «Визуализация информации средствами Web 2.0. Сервисы для создания интерактивных тренажеров». Опыт применения модели «Перевёрнутый урок» презентован во время проведения областного методического семинара «Современный урок иностранного языка с позиции компетентностного подхода» (проведён открытый урок, мастер-класс).

В рамках реализации внедренческого этапа на базе школы состоялось проведение фестиваля педагогического мастерства «Познание. Интеллект. Творчество». Учителя-новаторы продемонстрировали свои умения на проведённых открытых «перевёрнутых» уроках, воспитательных мероприятиях,  куда пригласили своих коллег:

  • И.И. Булгакова - урок немецкого языка в 9 «В» классе по теме «Das Mobiltelefon in unserem Leben” (Мобильный телефон в нашей жизни);
  • Ю.В. Смолякова – урок химии  «Удивительные свойства воздуха»;
  • И.Ж. Меркульева – урок па прадмеце «Мая Радзіма - Беларусь»;
  • И.В. Жигунова  – урок по теме «A day in Polotsk» («День в г. Полоцке»);
  • Н.М. Кормщикова – урок английского языка по теме “Itinerary for Belarus” (“Маршрут по Беларуси”)

а также провели  обучающие мастер-классы для педагогов по использованию информационно-коммуникативных технологий:

  • М.И. Ремидовская - «Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся с использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках»;
  • Е.К. Каменкова  -  «Применение сервисов визуализации информации на уроках математики как средства активации познавательной деятельности учащихся»;
  • А.А. Курачёва  – «Scratch – лаборатория творчества»

В 2018/2019 учебном году в школе организована большая деятельность по улучшению качества  работы сети Интернет (теперь сеть есть во всех учебных кабинетах школы); укреплена материальная база (дополнительно закуплено два мультимедийных проектора). С целью развития педагогической грамотности, повышения уровня методической подготовки учителей в декабре 2018 года Житкая Ольга Анатольевна, учитель биологии государственного учреждения образования «Ушачская средняя школа», лауреат областного этапа конкурса «Учитель года Республики Беларусь», республиканский тренер активной оценки, провела для учителей школы мастер-класс  «Использование приемов медиаобразования для формирования информационных компетенций учащихся».  Затем состоялось проведение педагогического совета «Развитие и совершенствование уровня культуры медиаобразования педагогов и учащихся, использование информационно-коммуникативных технологий с целью повышения качества образовательной практики», во время которого педагоги делились опытом реализации инновационного проекта.

На протяжении трёх лет реализации проекта для работы с классами на уроках информатики используется учебный сайт sdo.ssh16.by, созданный на платформе Moodle. Учащиеся были зарегистрированы своим учителем на сайте sdo.ssh16.byв самом начале реализации проекта. Учащиеся и их родители получили пароли пользователя, были ознакомлены с правилами пользования сайтом. Всё это время они беспрепятственно могли знакомиться  с предлагаемым учителем материалом.

Учитель готовит и выкладывает в сеть не только теоретический материал, который состоит из учебного видео, кратких блоков теории, но и тестовых заданий по материалу, упражнений, составление вопросов, конспектов, по новому материалу и другое. Со всеми материалами каждый учащийся может ознакомиться в любое удобное для него время, выполнить задания в течение отведенного времени, которое обычно составляет от не менее 4 дней (время с момента получения домашнего задания до проведения «перевернутого» урока).

Учителя-языковеды ведут работу с облачными технологиями. Интересной работой учащимся показалось создание облаков слов на сайте Tagul.com. Этот сайт позволяет создавать свои собственные изображения-облака слов. Учащимся было предложено работать с темой «Дудутки», лексические единицы по теме были оформлены в облаке слов на данном сайте.

Большую образовательную ценность во внедрении технологии перевернутого урока имеет блог на основе платформы Blogger.com и сообщество в Google+. В самом начале реализации проекта были созданы блог “Englishforyou” и сообщество “Englishforthe 5th form”. Работа с сообществом показалась более интересной и доступной для учащихся.

Для учащихся были созданы аккаунты на gmail.com, поскольку именно этот сайт позволяет работать со многими сервисами Google; было показано, как осуществлять вход, выход с сайта, работать с почтой. Для учащихся  было разработано пробное домашнее задание по теме “SpecialQuestions” с учетом особенностей технологии перевернутого урока. Была сделана рассылка на аккаунты учащихся. Им было предложено: ознакомиться с вопросительными словами, предложенными для изучения (фотоколлаж), просмотреть обучающее видео (на видео данные вопросительные слова предъявлялись в вопросительных предложениях, у учащихся была возможность отработать произношение этих слов, повторяя их за диктором), выполнить тест по теме (тест был создан в Google-форме). 4 учащихся успешно справились с заданием, у остальных возникли технические проблемы, которые помешали успешному выполнению задания.

Для учащихся было разработано домашнее задание по теме “TV programmes”. Учащиеся должны были в ходе самостоятельной подготовки дома усвоить лексические единицы по данной теме. Для этого был предложен фотоколлаж, созданный при помощи сайта PhotoVisi.com, а также обучающее видео, в котором были предъявлены лексические единицы. В результате такого домашнего задания учащиеся пришли на урок подготовленными,  и на уроке осталось больше времени на применение лексических единиц в устной речи.

Для совершенствования навыков самостоятельной работы учащихся было создано сообщество в Google+, в котором участникам предлагаются задания для выполнения дома при подготовке к уроку. Например, по теме “Time” учащимся было предложено ознакомиться с новым грамматическим материалом, используя фотоколлаж, обучающее видео (употребление предлогов “past”, “to”) и интерактивное упражнение на сайте “LearningApps.org” для самостоятельного контроля усвоения материала. Преимуществом таких самостоятельных заданий в сети Интернет является индивидуальный подход к учащимся (каждый участник имеет возможность просматривать видео и выполнять упражнение столько раз, сколько именно ему необходимо для усвоения материала в любое удобное для него время), интерактивность предлагаемых заданий, информативность работы в сети Интернет, повышение мотивации к изучению иностранного языка.

Демонстрация и трансляция инновационного опыта. Помимо проведения обучающих тематических семинаров, мастер-классов, педагоги школы транслировали опыт применения модели «Перевёрнутый урок» на конференциях, в СМИ:

  • Областная научно-практическая конференция «Инновационная деятельность учреждений образования: опыт и перспективы» (2 мая 2019г., государственное учреждение дополнительного образования взрослых «Витебский областной институт развития образования», выступление  заместителя директора по учебной работе Г.С. Фоминой «Применение модели «Перевёрнутый урок»). По результатам конференции подготовлен сборник докладов участников.
  • Международная научно-практическая конференция «ИННОВАЦИЯ – 2019. Вызовы времени». Место проведения: г. Минск, здание Министерства образования Республики Беларусь, организатор –  «Международный дом искусств» (5 апреля 2019 г., выступление  заместителя директора по учебной работе Г.С. Фоминой «Применение модели «Перевёрнутый урок» с целью повышения эффективности качества образования»). Доклад включён в сборник материалов конференции.
  • Журнал «Современное образование Витебщины» №4 (18), 2017г, С.39.: опубликована статья С.В. Рыбачёнок «Повышение качества физической подготовки учащихся на учебном занятии «Физическая культура и здоровье»»;
  • Журнал «Здаровы лад жыцця» №4 (219) 2018г., С.51: «Идеомоторные упражнения на учебном занятии «Физическая культура и здоровье»».

 

Деятельность государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г.Полоцка» отмечена Дипломом Международного уровня «За инновации в образовании» (Минск, 2019г.)

 

Результаты инновационной деятельности. По итогам работы третьего года, по результатам изучения уровня мотивации педагогического коллектива можно утверждать, что участники проекта, как правило, поднялись с репродуктивного на продуктивный уровень. По итогам внутришкольного контроля и целенаправленного мониторинга, текущей диагностики мы определили, что уровень инновационной культуры педагогов также  вырос от  репродуктивного до продуктивного. Педагоги могут не только инициировать проекты, но и организовывать работу по оценке проекта, сопровождению, оформлению проектной идеи. Реализация инновационной деятельности осуществлялась в условиях расширенного образовательного пространства, весь коллектив проникся идеей участия в инновации, к участию в проекте были подключены и родители учащихся.

  К третьему году количество участников значительно расширилось за счёт педагогов, которые являлись участниками методических мероприятий, а также учащихся младших классов. Сформировалась андрогогическая модель методического сопровождения: педагоги школы ( М.И. Ремидовская, Н.М. Кормщикова, А.А. Курачёва, Е.К. Каменкова) проводили тематические мастер-классы для педагогов района, области. Повысилась мотивация учащихся к изучению учебных предметов, повысилось качество знаний учащихся.

В процессе работы с общественно-педагогическими инициативами наблюдается расширение сети социального партнерства с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами, расширение педагогического партнерства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь.

По итогам  реализации инновационного проекта «Внедрение модели «Перевёрнутый урок» с целью повышения  качества образования учащихся учреждений общего среднего образования» получены следующие результаты:

  • изучены теоретические основы «перевернутого обучения»;
  • изучены приемы и методы стимулирования и поддержки инициативной деятельности педагогов и учащихся;
  • активизировались различные виды коммуникации между участниками инновационной деятельности;
  • проведена работа с родителями и учащимися в рамках инновационной деятельности;
  • созданы:

- блоги учителей, сообщества для организации проведения “перевернутых” уроков;

- методические продукты: статьи в СМИ, доклады (тезисы) для выступления на конференциях; планы-конспекты учебных занятий (содержащие электронные ссылки), мастер-классов, буклеты и т.д. Данные материалы размещены на официальном сайте учреждения http://pgossh16.info в рубрике инновационная деятельность (раздел методическая копилка).

  • повысилось качество знаний учащихся по учебном предметам: «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», «Английский язык», «Немецкий язык» в классах, участвующих в реализации проекта;
  • повысилась мотивация учащихся к изучению учебных предметов: «Информатика», «Математика», «Физика», «Химия», «Английский язык», «Немецкий язык» в классах, участвующих в реализации проекта.

Результативность проявленных инициатив свидетельствует об ответственности учащихся, достаточной инновационной компетентности и  исследовательской культуре учителей. Удовлетворенность родителей результатами деятельности, желание включиться в проектную деятельность свидетельствует об эффективности управления инновацией и целесообразности выбора направления инновационной деятельности.

В ходе работы над проектом педагоги столкнулись со следующими проблемами:

  • требуется поиск тематических учебных фильмов, их переработка и адаптация к теме конкретного урока;
  • у учителя уходит гораздо больше времени на подготовку к «перевернутому» уроку, чем к традиционному;
  • не каждый ученик всегда выполняет домашнее задание.

Описанные выше ситуации решаются педагогами и администрацией следующим образом:

  • Педагоги осваивают технологии и программы для самостоятельного создания обучающих видео-роликов и видео-презентаций (для педагогов школы учителями информатиками совместно с инженером программистом организовано проведение  семинара-практикума «Программное обеспечение для создания видео-уроков» для педагогов школы).
  • Участвуют в обучающих семинарах и вебинарах по тематике «перевернутого обучения» (за период март 2016 – март 2019: четыре семинара в Минске по перевернутому обучению, лекция Н.И. Запрудского «Эффективный урок. Перевернутый урок» для педагогов города Полоцка, семинары практикумы, организуемые педагогами-новаторами и администрацией школы, семинары, организующие другие учебные заведения страны, участвующие в проекте; вебинары: Юрий и Марина Курвитс «Вебинар по перевернутому обучению для учителей, планирующих «переворот», Иван Булавкин «Вебинар для педагогов «Как перевернуть класс»).
  • Внедрение инновации происходило постепенно, начиная с небольших групп, а именно, «перевернутые» уроки проводились с классами, где учащиеся делятся на группы при изучении предмета (информатика, английский язык, немецкий язык), а также в группах на факультативных занятиях.
  • На уроке педагоги-новаторы применяли различные приемы работы с неподготовленными детьми, такие как обсуждение в парах, рассказ учителя для отдельной группы учащихся, работа в группах, работа в парах, индивидуальное консультирование, online-консультирование и другие.
  • Педагоги тесно сотрудничали с родителями по всем возникающим вопросам, посещали родительские собрания, осуществляли диалог в режиме on-line на сайте sdo.ssh16.by.

 

Цель инновационного проекта достигнута, все задачи успешно решены. Коллектив учителей - новаторов считает, что данный проект имеет положительное значение  для работы школы в обучении и  воспитании учащихся.