Инновационный проект 2019-2021 годы

Методические рекомендации по внедрению инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» в массовую образовательную практику

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 16 г.Полоцка»

 

Методические рекомендации по внедрению инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» в массовую образовательную практику

 

Обобщая теоретические подходы и опыт работы нашего учреждения образования, предлагаем следующие рекомендации для развития взаимодействия школы и семьи.

Учреждениям образования

- выстраивать систему взаимодействия школы и семьи на основе разработанных комплексно-целевых программ в соответствии со спецификой деятельности учреждения, особенностями семей учащихся, запросами и потребностями субъектов образовательной деятельности; 

- способствовать профессиональному самоопределению педагогов, личностному развитию и повышению родительской компетентности, формированию семейной культуры у детей и взрослых, развитию личности ребёнка на основе духовно-нравственных и социальных ценностей;  

- предусмотреть возможность организации факультативных занятий, открытых внеклассных и других форм мероприятий для учащихся по формированию культуры семейных отношений;

- организовать проведение Дней открытых дверей с целью ознакомления родителей с условиями учебы детей в учреждении общего среднего образования;

- создавать условия для активного включения родителей в деятельность органов общественного управления; продолжить работу Совета школы, Родительского университета, общешкольного родительского комитета, классных родительских комитетов, попечительского совета, клубов «Семья, «Семейный очаг», Совета активных отцов, используя эффективные формы и методы сотрудничества, обеспечивающего удовлетворённость всех участников образовательного процесса и являющегося основой качества образования, что будет способствовать развитию взаимного доверия родителей и педагогического коллектива учреждения образования;

- обеспечивать взаимополезный союз семьи и школы, расширять круг интерактивных форм, технологий, моделей взаимодействия, позволяющих осуществлять активное включение родителей и учащихся в обсуждение социальных, педагогических, правовых проблем в системе семейного и школьного воспитания (более актуальные формы работы: фестивали и бенефисы семейных профессий, ток-шоу, тренинги, квесты, открытые уроки, круглые столы, экскурсии, походы выходного дня с участием родителей, консультации специалистов по запросам родителей, вебинары, педагогические и психологические практикумы, совместные проекты и т.д.);

- открыть Центры семейного воспитания в учреждениях образования;

- разрабатывать и реализовывать проекты по формированию семейной культуры детей и взрослых с целью осознания и принятия учащимися роли семьянина («Мой род, моя семья», «Родовод моей семьи», «Молодёжь и семейные ценности» и т.д.);

- систематизировать методические материалы классных руководителей и информационные ресурсы школьной библиотеки по организации работы с родителями с целью оказания практической и методической помощи классным руководителям в организации данной работы; создавать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями;

- использовать информационные ресурсы по формированию информационного пространства семьи и школы по актуальным вопросам современного образования родителей (изменения в системе образования, нормативное правовое обеспечение, новые подходы к воспитанию и т.д.);

- использовать индивидуальные и групповые формы работы с проблемными семьями, возможности социального партнёрства с учреждениями медицинскими, правоохранительными, психологическими, социальными;

- обобщать передовой опыт работы с родителями, презентовать его в средствах массовой информации, периодической печати;

- расширять тематику материалов школьных сайтов по вопросам семейного воспитания и развития психолого-педагогической культуры родителей, профилактики правонарушений и преступлений.

свернуть

Реализация проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» (2019/2021) завершена 

 

Реализация проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» (2019/2021) завершена 

Консультировали  проект Добриневская Анна Ивановна, методист управления социальной и воспитательной работы высшей квалификационной категории, заслуженный работник образования РБ ГУО «Академия последипломного образования», Антипова Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики УО «Могилёвский государственный университет имени А.А. Кулешова» 

По итогам  реализации республиканского инновационного проекта на базе  школы состоялось открытие кабинета семейного воспитания. В апреле 2021 года в учреждении проведён интерактивный педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы с целью личностного развития учащихся», на котором  коллектив педагогов  проанализировал состояние связей школы с семьёй на этапе завершения реализации инновационного проекта. Также были определены основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребёнка.  

На протяжении двух лет, помимо проведения обучающих тематических семинаров, мастер-классов, педагоги школы транслировали опыт в рамках работы над республиканским инновационным проектом на конференциях, в СМИ: 

  •  На церемонию награждения победителей конкурса «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания», которая состоялась во время работы V Белорусских Рождественских чтений в Национальной библиотеке Беларуси, была приглашена библиотекарь ГУО «Средняя школа №16 г. Полоцка» САВИЦКАЯ З.В. – ПОБЕДИТЕЛЬ (диплом I степени) в номинации «Семья – наследница нравственных и духовных ценностей». Зинаида Владимировна выступила на секции с докладом, в котором поделилась опытом взаимодействия с родителями учащихся школы по духовно-нравственному воспитанию, рассказала об аспектах реализации в учреждении республиканского инновационного проекта.  

В журнале «Бібліятэчны свет» (№1, 2020) опубликована статья З.В. Савицкой «Душу исцелит добро» 

В журнале «Бібліятэка  прапануе» (№4, 2020) - статья З.В. Савицкой «Семья – обитель счастья». 

  • Жукова М.А., учитель белорусского языка и литературы, выступила по теме по самообразованию на республиканской научно-практической конференции «Малая радзіма ў творчасці беларускіх пісьменнікаў» (2019г, г. Минск, Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь). Марина Александровна представила доклад по теме «Роля літаратуры ў выхаванні сямейных каштоўнасцей, любові да радзімы як асновы духоўнасці і маральнасці для падрастаючага пакалення». 
  •  В 2019/2020 учебном году опыт данного педагога представлен на страницах республиканского журнала «Беларуская мова і літаратура» в разделе «Методыка і вопыт» (№8. С.3-5).; 
  • Сборник материалов республиканской конференции «Инновационная образовательная практика как стратегия развития» (АПО, Минск, 2020): 

-Рыбачёнок С.В., учитель физической культуры и здоровья, «Взаимодействие учреждения образования с родителями и общественностью через активные формы и методы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы», С. 489; 

 -Жукова М.А., учитель белорусского языка и литературы, «Взаимодействие семьи и школы на основе православных традиций в системе духовно-нравственного воспитания учащихся», С.185; 

  • Сборник материалов XIX Сретинских образовательных чтений 

«Историческая память народа – основа духовности и патриотизма» (ВОИРО, Витебск, 2021г.): 

-Сиротина О.В., учитель белорусского языка и литературы, 

«Взаимодействие семьи  и школы с целью личностного развития школьника», С.341 

В  августе 2021г. опыт работы педагогов школы по реализации республиканского инновационного проекта был представлен  на районной педагогической конференции (работа интерактивной площадки). 

 

Об итоговых результатах реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся

 

Проект реализовывался в учреждении образования с 2019 по 2021г. В инновационном проекте принимали участие педагоги, фельдшер школы, психолог, библиотекарь, более 250 учащихся, родители (законные представители) учащихся.

В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, субъектами образовательных отношений являются педагогические работники, учреждения образования, родители (законные представители), которые в равной степени ответственны за процесс формирования и развития личности обучающегося. К общим воспитательным задачам семьи и учреждения образования относятся духовно-нравственное и физическое становление личности учащегося, подготовка к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, государственными языками; формирование навыков умственного и физического труда, культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору и др. (Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 152, глава 22, раздел VIII). Успешная и поэтапная реализация поставленных задач возможна в условиях открытости и преемственности в семейном и школьном воспитании, на что указывает инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году».

Семья является первым институтом социализации ребенка. Именно семейное воспитание считается наиболее естественным и играет определяющую роль в развитии и формировании личности. В семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления. От социального климата в семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Дети могут развить свой личностный потенциал, только если они воспитываются в безопасной среде, окруженные любовью и заботой родителей и близких.

Актуальность проекта обусловлена тем, что в наши дни традиционный уклад семейных взаимоотношений претерпевает значительные изменения, приводящие к ухудшению условий семейного воспитания, отстранению некоторых родителей (особенно отцов) не только от проблем школьной жизни ребёнка, но и воспитания в целом. На сегодняшний день педагоги сталкиваются с рядом проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:

  • чрезмерная занятость родителей («занятые родители»);
  • доминирование материальных ценностей над духовными (стремление «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками);
  • неумение родителей выстроить положительные отношения с собственными детьми.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что в настоящий момент сложились следующие противоречия:

  • между низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием действенной системы их обучения в учреждении образования;
  • между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
  • между необходимостью организации работы с семьей на принципах сотрудничества и неготовностью педагогов вести эту работу, используя современные интерактивные формы взаимодействия.

Обозначенные проблемы дают основания утверждать, что именно учреждение образования должно стать центром по формированию педагогической культуры родителей.

Деятельность учреждения образования по реализации инновационного проекта включала следующие этапы:

  1. подготовительный (март - октябрь 2019 г.)
  2. диагностико - прогностический и организационный этап (ноябрь 2019 – февраль 2020 г.)
  3. практический (реализационный) этап (март 2020 – апрель 2021 г.)
  4. рефлексивно-аналитический (апрель-май 2021г.)

Инновационная деятельность в учреждении образования организуется и осуществляется в соответствии с нормативными документами:

  • Кодекс Республики об образовании;
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09.2011 №251;
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году»;
  • Приказ главного управления по образованию Витебского облисполкома от 27.08.2020 № 382 «О порядке осуществления экспериментальной, инновационной и исследовательской деятельности в учреждениях образования Витебской области в 2020/2021 учебном году»;
  • Приказ управления по образованию Полоцкого райисполкома от 31.08.2020г. № 309 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Полоцкого района в 2019/2020 учебном году.

Для организации инновационной деятельности в школе директором государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г. Полоцка» издан приказ от 31.08.2020 №309 «Об организации инновационной работы в 2020/2021 учебном году».

Важным условием создания эффективной системы управления реализацией проекта и повышения качества развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся является налаживание диалога между педагогами и родителями, взаимодействия учреждения образования и семьями обучающихся на принципах партнерства и сотрудничества.

Все участники проекта (руководство школы, педагоги, родители учащихся, обучающиеся, социально-психологическая служба) работают в тесном взаимодействии друг с другом.

В ходе реализации инновации педагоги, участвующие в проекте, прошли обучение в рамках инновационной темы: Эртман Н.П., Вишнекова И.В., Филиппова И.В. посетили обучающий практический семинар «Современные подходы к организации взаимодействия учреждения образования с законными представителями обучающихся» (ВОИРО, Витебск). Нитецкая А.А., социальный педагог, прошла курсовую подготовку в Республиканском институте профессионального образования, где рассматривались, в том числе, вопросы профилактической и коррекционной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. Фомина Г.С., заместитель директора по учебной работе, стала слушателем вебинара (АПО, г. Минск) «Как с помощью кураторской методики совершенствовать процесс обучения на уроке: опыт инновационной площадки», педагог-психолог Рогова С.А. – слушателем вебинара (АПО, Минск) «Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта – ключ к эффективным формам профессионального взаимодействия: опыт инновационной площадки». Вишнекова И.В., заместитель директора по воспитательной работе, посетила семинар-практикум «Педагогическое проектирование как фактор повышения эффективности воспитательной работы» (ВОИРО, Витебск), Фомина Г.С., заместитель директора по учебной работе, Левцова М.В., учитель начальных классов, - семинар для педагогических работников учреждений дошкольного и общего среднего образования, участвующих в реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» (онлайн, г. Могилёв).

На протяжении реализации проекта была организована работа, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, их готовности к деятельности в рамках инновационного проекта. Для этого были определены темы по самообразованию участников инновационного проекта, заместителем директора по учебной работе Г.С. Фоминой был проведен установочный семинар «Творческий поиск учителя: развитие психолого-педагогической компетентности родителей», методический практикум «Ведение дневника педагога-новатора». Состоялся семинар «Роль педагога учреждения образования в реализации инновационного проекта», мастер-класс «Медиация для всех: как не доводить до конфликта в триаде «учитель - ученик родитель», методический практикум «Мониторинг инновационного процесса и результатов деятельности по реализации инновационного проекта», педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы с целью личностного развития учащихся».

Готовность педагогов к инновационной деятельности изучалась с помощью следующих диагностических методик: «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии», «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций», диагностики (анкета) восприимчивости педагогов к новому, методики изучения информационной готовности педагогического коллектива, изучения мотивационной готовности педагогов к освоению новшеств. Анализ результатов диагностики показал, что на начало работы с инновационным проектом 62% педагогов имели высокую мотивацию к саморазвитию, а это в свою очередь является позитивным показателем участия педагогов в работе по повышению своего профессионального роста. В 2020/2021 учебном году, по окончании реализации проекта, уже 73 % педагогов показали высокий уровень мотивации к саморазвитию, проявили желание и далее участвовать в инновационной деятельности.

В процессе работы над проектом расширился коллектив его участников: к концу учебного года в инновационную деятельность включилась учитель белорусского языка и литературы Сиротина О.В., учителя-дефектологи Мороз Н.В., Августова С.А.

Педагоги вели дневники инновационной деятельности, собирали материал по реализации проекта, который использовали при подготовке к проведению родительских собраний, мастер-классов, семинаров, воспитательных мероприятий и т.д.

Учителя-участники проекта повысили свою компетентность по проблемам организации взаимодействия учреждения образования  и семьи по формированию педагогической культуры родителей, нашли единомышленников и среди коллег, и среди учащихся и их родителей. В целом, по итогам отчетного периода, накоплен большой методический и практический материал.

Уже на первых этапах реализации проекта были определены три направления работы по формированию педагогической культуры родителей:

-обучение родителей как воспитателей (творческие группы «Дети и социум», «Дети и семья»);

-обучение родителей как учителей своего ребёнка (творческие группы «Дети и виртуальный мир», «Дети и здоровье»);

-обучение родителей как союзников, партнёров, единомышленников учителя, активного участника образовательного процесса (творческие группы «Дети и школа», «Дети и профессия».

С целью формирования ответственного позитивного родительства и обеспечения системы психологической, социально-педагогической, духовно-нравственной поддержки семейного воспитания, организации эффективного сотрудничества с родителями обучающихся (законными представителями) была организована работа Университета педагогических знаний, Совета активных отцов, родительских клубов «Семья» и «Семейный очаг». Разработаны Положения данных формирований, приказом руководителя учреждения назначены ответственные лица. Разработка программ мастер-классов, заседаний клубов, консультаций проводилась на диагностической основе, с учётом пожеланий родителей и строилась на идее добровольности, личностной практической направленности и заинтересованности. Тематика занятий, которая охватывает наиболее значимые проблемы детско-родительских отношений, сначала предлагалась участникам клубов, а затем корректировалась совместно с участниками в процессе работы. На заседаниях клубов с родителями проводились деловые, ролевые игры, тренинги, дискуссии, тестирование, групповые и индивидуальные консультации, анкетирование.

В дополнение к тематическим обучающим занятиям по запросу родителей проводились консультации различными специалистами.

В рамках работы Университета педагогических знаний состоялся семинар-практикум для родителей «Успешный ученик». На практическом занятии учитель государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г.Полоцка», старший преподаватель (педагог-психолог) Полоцкого государственного университета, Остапчук Светлана Владимировна ознакомила родителей с информацией о том, как содействовать учебной успешности детей. Активные формы проведения практикума (мозговой штурм, работа в парах, группах, моделирование и обсуждение психолого-педагогических ситуаций) позволили каждому родителю быть не только слушателем, но и участником мероприятия. Они отметили, что особенно интересным стало составление «модели успешного ученика»; родители получили конкретную, полезную информацию, как мотивировать и повысить учебную успешность своего ребёнка.

Для родителей и педагогов Остапчук С.В. провела мастер-класс «Медиация для всех: как не доводить до конфликта в триаде «учитель-ученик-родитель». Участники рассмотрели каждый из этапов медиации: вступительный, этап представления сторон, этап «вентиляции», формирования «повестки переговоров», этап выработки предложений, подготовки соглашения, этап выхода из медиации.

Родители учащихся, классные руководители и воспитатели стали участниками ролевой игры, во время которой путём участия в смоделированной ситуации на практике попробовали использовать некоторые приёмы медиативной техники.

Отдельным направлением работы стало взаимодействие учителя-дефектолога с родителями. Обусловлено это тем, что эффективность коррекционной работы во много определяется степенью заинтересованности и участия родителей в ней. Однако, многие родители (законные представители) учащихся имеют весьма отстранённые сведения о том, кем является учитель-дефектолог и каким образом осуществляется коррекционная работа по устранению того или иного речевого дефекта. Поэтому усилия учителя-дефектолога были направлены не только на то, чтобы организовать должным образом коррекционно-развивающие логопедические занятия с ребёнком, но мотивировать родителей на сотрудничество.  Для этого в рамках работы клуба «Семья» прошёл семинар-практикум «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста», который провела учитель-дефектолог высшей квалификационной категории С.А. Августова. Родители узнали о том, как развивать фонематический слух у первоклассников, какие приёмы и методы помогут устранить нарушения чтения и письма у младших школьников, получили памятки «Основные правила красивой речи», «Почему детям надо читать» и др. Педагогом выпущен сборник методических рекомендаций (в 2-х частях) «Консультативно-просветительская работа учителя-дефектолога с родителями как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями».

Еще одним направлением стала работа с отцами. Обусловлено это тем, что современный отец должен быть не только кормильцем и защитником семьи, но и примером для своего ребенка, активно участвовать в жизни семьи и ребенка. С целью повышения педагогической культуры отцов на базе ГУО «Средняя школа №16 г. Полоцка» была открыта «Школа активного отцовства», работа которой направлена на осознание важной роли отца для семьи, достижение семейного благополучия, гендерного равенства и повышения уровня психолого-педагогической культуры. Во время дебютного занятия родители посмотрели творческое выступление своих детей, искали общие интересы и увлечения, определяли круг регулярно выполняемых обязанностей по дому, а также делились семейными традициями. Ряд занятий был проведен с участием педагога-психолога, на которых обсуждались проблемные ситуации, осуществлялся совместный поиск наиболее эффективных решений. Повышению уровня ответственности отцов способствовали встречи по обмену опытом организации семейного воспитания.

Кроме того, в ходе реализации проекта папы учащихся включались в организацию образовательного процесса. Были проведены совместные мероприятия (круглые столы «Правда о профессии», «Выбор профессии – выбор будущего», экскурсии), в ходе которых папы рассказывали детям о своих профессиях, помогали узнать о положении дел на рынке труда.

Включению родителей в учебно-воспитательную работу способствовало проведение для родителей декады открытых уроков, в которой активное участие приняли педагоги Левцова М.В., Терентьева Е.В., Глинко А.Г., Голыгина А.В. Данное направление работы получило положительный отклик у родителей, о чем свидетельствуют их отзывы:  «Хочется отметить очень тщательную и многостороннюю подготовку учителя к уроку. Одна деятельность учеников сменяла другую: ребята принимали участие в нескольких видах опроса, выполняли упражнения, работали с учебником. Впечатления оказались незабываемыми. Детям очень нравилось учиться, играя. Хотелось бы и в дальнейшем посещать такие открытые уроки. Большое спасибо педагогу Левцовой М.В. за приглашение. Надеемся, не последнее!».  «Теперь я еще больше буду мотивировать ребёнка на изучение английского языка, за что спасибо учителю английского языка Терентьевой Е.В. – говорит мама учащегося. – Великолепный кабинет, современное техническое оснащение, методы и приёмы учителя позволяют в полной мере освоить учебную программу. Посещение урока сблизило нас с ребёнком: я так волновалась, когда учитель вызывал сына к доске! Но, пожалуй, ещё больше переживал он, когда в составе команды родителей мне приходилось выполнять упражнения. Я вспомнила, что учёба – это тоже серьёзный труд, и теперь ещё больше буду оказывать своему ребенку всяческую поддержку в его школьной деятельности».

«Чтобы сердца были рядом» - под таким названием в рамках реализации инновационного проекта состоялось проведение необычного интерактивного родительского собрания в 3 классе (учитель Левцова М.В.). О чем мечтает каждый родитель? О счастье своих детей. В сердцах матерей не только тревога о здоровье, но и мысли о том, как воспитать детей, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Встреча была необычной еще и потому, что вопросы обсуждались совместно с детьми. Участники мероприятия подготовили презентации и плакаты, в которых рассказали о своих семьях. Затем выполнили творческое задание «Вытинанка личности», после обсуждения которого пришли к выводу: мы все разные, у нас разные характеры, разные взгляды на жизнь, и именно поэтому нам порой очень трудно найти взаимопонимание. А как важно каждому человеку, чтобы его услышали, поняли! На встрече взрослым было полезно услышать мнения детей, а детям – высказаться.

Далее проводился практикум «Исправь ситуацию», где родители совместно с детьми находили ошибки и предлагали способы их решения. В ходе обсуждения творческого задания «Собирательный образ идеального ребенка и родителей» взрослые пришли к выводу, что воспитание детей нужно начинать с себя, проанализировали причины возникновения барьеров в общении детей и родителей. Работая в группах, родители и дети обсудили ситуации поощрений и наказаний. Комментируя их, пришли к выводу, что родители иногда бывают нетерпеливыми, нетерпимыми и эгоистичными, хотя оправдывают это «благими намерениями». Раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Участники апробировали эффективную форму общения «Техника «я» - высказывание» и пришли к выводу: какими бы ни были наши дети, каждый родитель должен принимать своего ребенка таким, какой он есть, тогда у наших детей сохраниться чувство собственного достоинства и уверенность в себе, в собственные силы. Задание «Острые вопросы» помогло родителям убедиться в том, что дети не всегда могут быть послушными, ласковыми, «пушистыми», но родители должны любить их, быть всегда рядом, поддерживать, защищать, оберегать. Во время встречи педагоги, родители и дети вместе пытались учиться избегать сложных ситуаций, конфликтов, решать их, учились действовать так, чтобы «сердца были рядом». В этой фразе - напоминание и детям, и взрослым о том, что именно непонимание приводит к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда, разговаривая с детьми, родители чувствуют удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Хочется верить, что данная встреча была для родителей и детей полезной.

Важную роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи по формированию педагогической культуры родителей играет школьная библиотека. Деятельность библиотекаря Савицкой З.В. в ходе реализации проекта была направлена на организацию семейного досуга, создание возможности духовного единения семьи, воспитание у ребенка и родителя потребности в такой совместной деятельности, как чтение. Были проведены различные воспитательные мероприятия, праздники, посвященные дню матери, дню семьи, оформлялись стенды по проблемам организации семейного воспитания, литературные обзоры и презентации. Савицкая З.В. участвовала в проведении родительских собраний, осуществляла подбор необходимой литературы для педагогов и родителей по проблематике проекта.

В шестой школьный день в ресурсном центре сохранения здоровья состоялось тренинговое занятие «Кинезиология. Гимнастика для мозга»: учитель высшей категории Рыбачёнок С.В. продемонстрировала родителям учащихся 4-7 классов кинезиологические упражнения (раскрашивание двумя руками, игры с теннисным мячиком, пальчиковые игры), с помощью которых можно развивать оба полушария головного мозга. Участники тренинга уверяют, что обязательно будут использовать доступные и интересные упражнения, а также интересные методические разработки педагогов школы в совместном семейном препровождении.

Светлана Владимировна, как опытный педагог, возглавила группу «Дети и здоровье», в которой, в поисках новых эффективных форм, интересных современным школьникам и родителям, а также с целью улучшения взаимодействия учреждения образования с родителями и общественностью, были выделены следующие схемы взаимодействия, ключевые направления:

  1. Ученик- ученик. Направление: равный обучает равного.
  2. Ученик-родитель. Направление: преемственность.
  3. Ученик-учитель - социум. Направление: сотрудничество.
  4. Ученик – профессионал. Направление: профориентация.

Таким образом, формирование эффективного воспитательного пространства в группе "Дети и здоровье" происходило благодаря совместным усилиям педагогических коллективов при взаимодействии и тесном сотрудничестве с родителями, социумом, учреждениями дополнительного образования детей и молодёжи, физкультуры и спорта, здравоохранения, правоохранительными органами, учреждениями социокультурной сферы, социальной защиты, общественными организациями.

В апреле 2021 года в учреждении проведён интерактивный педагогический совет «Взаимодействие семьи и школы с целью личностного развития учащихся», на котором  коллектив педагогов анализировал состояние связей школы с семьёй на этапе завершения реализации инновационного проекта, определял основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребёнка на дальнейшем этапе.

По итогам реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей учащихся)» на базе школы состоялось открытие Центра семейного воспитания. Руководитель кабинета, учитель белорусского языка и литературы Сиротина Ольга Васильевна, поделилась опытом организации работы с семьёй на принципах взаимодействия и сотрудничества, используемых ею в трудных педагогических ситуациях разнообразных методов, приёмов и средств. Классные руководители ознакомились с богатым методическим материалом, собранном на базе Центра (в том числе и в электронном варианте): планами-конспектами мастер-классов, родительских собраний, сценариями мероприятий, сборниками анкет, тестов, которые они могут использовать в своей работе.

Помимо проведения обучающих тематических семинаров, мастер-классов, педагоги школы транслировали опыт в рамках работы республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей учащихся) на конференциях, в СМИ:

  • На церемонию награждения победителей конкурса «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания», которая состоялась во время работы V Белорусских Рождественских чтений в Национальной библиотеке Беларуси, была приглашена библиотекарь ГУО «Средняя школа №16 г.Полоцка» САВИЦКАЯ З.В. – ПОБЕДИТЕЛЬ (диплом I степени) в номинации «Семья – наследница нравственных и духовных ценностей». Зинаида Владимировна выступила на секции с докладом, в котором поделилась опытом взаимодействия с родителями учащихся школы по духовно-нравственному воспитанию, рассказала об аспектах реализации в учреждении республиканского инновационного проекта.

В журнале «Бібліятэчны свет» (№1, 2020) опубликована статья З.В. Савицкой «Душу исцелит добро»

В журнале «Бібліятэка  прапануе» (№4, 2020) - статья З.В. Савицкой «Семья – обитель счастья».

  • Жукова М.А., учитель белорусского языка и литературы, выступила по теме по самообразованию на республиканской научно-практической конференции «Малая радзіма ў творчасці беларускіх пісьменнікаў» (2019г., г.Минск, Национальный институт образования Министерства образования Республики Беларусь). Марина Александровна представила доклад по теме «Роля літаратуры ў выхаванні сямейных каштоўнасцей, любові да радзімы як асновы духоўнасці і маральнасці для падрастаючага пакалення».
  • В 2019/2020 учебном году опыт данного педагога представлен на страницах республиканского журнала «Беларуская мова і літаратура» в разделе «Методыка і вопыт» (№8. С.3-5).;
  • Сборник материалов республиканской конференции «Инновационная образовательная практика как стратегия развития» (АПО, Минск, 2020):

- Рыбачёнок С.В., учитель физической культуры и здоровья, «Взаимодействие учреждения образования с родителями и общественностью через активные формы и методы спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы», С. 489;

 - Жукова М.А., учитель белорусского языка и литературы, «Взаимодействие семьи и школы на основе православных традиций в системе духовно-нравственного воспитания учащихся», С.185;

  • Сборник материалов XIX Сретинских образовательных чтений

«Историческая память народа – основа духовности и патриотизма» (ВОИРО, Витебск, 2021г.):

-Сиротина О.В., учитель белорусского языка и литературы,

«Взаимодействие семьи и школы с целью личностного развития школьника», С.341

По итогам реализации проекта, как показывают результаты диагностики, готовность педагогов к инновационной деятельности претерпела существенные изменения: до продуктивного уровня возросла мотивация к инновационной деятельности. Продуктивному уровню соответствует сформированность инновационной культуры педагогов: педагоги могут не только инициировать проекты, но и организовывать работу по оценке проекта, сопровождению, оформлению проектной идеи. В процессе работы с общественно-педагогическими инициативами наблюдается расширение сети социального партнерства с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами, расширение педагогического партнерства в рамках реализации проекта с другими учреждениями общего среднего образования Республики Беларусь.

На данном этапе реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей учащихся)» получены следующие результаты:

  • изучена литература, проанализирован передовой опыт работы по формированию педагогической культуры родителей в современных социокультурных условиях;
  • определены организационно-педагогические условия формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждения образования и семьи;
  • повысился уровень профессиональной компетентности педагогических кадров в рамках инновационного проекта;
  • изучены приёмы и методы стимулирования и поддержки инновационной деятельности педагогов;
  • активизировались различные виды коммуникации между участниками инновационной деятельности;
  • проведена работа с родителями и учащимися в рамках инновационной деятельности;
  • открыт Центр семейного воспитания, создан банк методических разработок, направленных на решение проблем образования и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
  • организована работа Университета педагогических знаний, Совета активных отцов, родительских клубов «Семья» и «Семейный очаг»;
  • на сайте учреждения создана вкладка “Инновационная деятельность”, где размещены материалы, отражающие ход реализации проекта, тексты выступлений педагогов на научно-практических конференциях различного уровня (с целью популяризации внедрения в работу учреждений общего среднего образования инновационного опыта работы педагогов с семьями обучающихся), грамоты и дипломы за участие в конкурсах по семейному воспитанию.

      Результативность проявленных инициатив свидетельствует об ответственности учащихся, достаточной инновационной компетентности и исследовательской культуры учителей. Удовлетворенность результатами деятельности родителей, желание включиться в проектную деятельность свидетельствует об эффективности управления инновацией и целесообразности выбора направления инновационной деятельности.

Коллектив учителей-новаторов считает, что данный проект имеет большое значение для работы школы в воспитании учащихся, взаимодействии с их родителями (законными представителями), поэтому важно продолжить работу школы в данном направлении.

 

свернуть

Педагогический совет

02.04.2021

Сегодня прошел педагогический совет "Взаимодействие семьи и учреждения образования с целью личностного развития учащихся". Педагоги поделились с коллегами опытом работы по взаимодействию классного руководителя с семьями учащихся, проблема и способами их решения. Обсуждались вопросы, касающиеся внедрению новых форм проведения родительских собраний. Было представлено большое количество раздаточного материала по теме педсовета, администрацией даны рекомендации по взаимодействию с семьями. Заключительным этапом стала рефлексия.

 

 

свернуть

Чтобы сердца были рядом

10.03.2021

Чтобы сердца были рядом

Под таким названием в  рамках реализации республиканского проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»  состоялось проведение необычного родительского собрания

 

«Мудрые родители знают, как нужна детям ласка. Прикоснуться к ребенку - это значит прикоснуться к его душе», - такими словами начала мероприятие Левцова Майя Викторовна, учитель начальных классов, классный руководитель 3 «Е» класса. О чем мечтает каждый родитель? О счастье своих детей. В сердцах матерей не только тревога о здоровье, но и мысли  о том, как воспитать детей, чтобы они стали гордостью, опорой, надеждой. Встреча была необычной еще и потому, что вопросы обсуждались совместно с детьми.

Участники мероприятия подготовили презентации и плакаты, в которых рассказали о своих   семьях. Затем выполнили  творческое задание «Вытинанка личности», после обсуждения которого  пришли к выводу: мы все разные, у нас разные характеры, разные взгляды на жизнь, и именно поэтому нам порой очень трудно найти взаимопонимание. А как важно каждому человеку, чтобы его услышали, поняли!

На встрече взрослым было полезно услышать мнения детей, а детям – высказаться.

Далее проводился практикум «Исправь ситуацию», где родители совместно с детьми находили ошибки и предлагали способы их решения. В ходе обсуждения творческого задания «Собирательный образ идеального ребенка и родителей» взрослые пришли к выводу, что воспитание детей нужно начинать с себя, проанализировали причины возникновения барьеров в общении детей и родителей.

Работая в группах, родители и дети обсудили ситуации поощрений и наказаний. Комментируя их, пришли к выводу, что родители бывают  нетерпеливыми, нетерпимыми и эгоистичными, хотя оправдывают это «благими намерениями». Раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Участники апробировали эффективную форму общения «Техника «я» - высказывание» и пришли к выводу: какими бы ни были наши дети, каждый родитель должен принимать своего ребенка таким, какой он есть, тогда у наших детей сохраниться чувство собственного достоинства и уверенность в себе, в собственные силы.

Задание «Острые вопросы» помогло родителям убедиться в том, что дети не всегда могут быть послушными, ласковыми, «пушистыми», но родители должны любить их, быть всегда рядом, поддерживать, защищать, оберегать.

Во время встречи педагоги, родители и дети вместе пытались учиться избегать сложных ситуаций, конфликтов, решать их, учились действовать так,  чтобы «сердца были рядом». В этой фразе - напоминание  и детям, и взрослым о том, что именно непонимание приводит к конфликтам. В каждой семье бывают такие мгновения, когда, разговаривая с детьми, родители чувствуют удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда. Хочется верить, что данная  встреча была для родителей и детей полезной.

 

Отзыв Гвоздь Галины Игоревны, мамы Никиты, ученика 3 "Е" класса

Семья – это главное, что есть в жизни у каждого человека

 

Никакие ценности и богатства не заменят семью. Большое спасибо Майе Викторовне Левцовой  за такое интересное и  актуальное

собрание-практикум по теме «Чтобы сердца были рядом».

 

Детям очень понравилось участвовать в совместном мероприятии вместе со своими родителями. Накануне мы готовили плакаты, рисовали и придумывали свои девизы, размышляли над тем, что нас больше всего объединяет. Все девизы, плакаты, рассказы о своей семье получились очень красочными, индивидуальными и творческими. С большим интересом ребята готовились к собранию и с нетерпением ждали родителей.

Мы участвовали в интересных и совершенно неожиданных заданиях – на простом, наглядном примере нам показали, какие мы все разные, но одновременно близки в своих подходах к воспитанию и взаимоотношению с детьми. Майя Викторовна  в игровой форме показала,  какие внутренние ощущения испытывает ребенок в конфликтной ситуации, как можно разрешить спорный вопрос без негативных эмоций, как можно реагировать на ситуации, которые являются несовместимыми с нашими, родительскими, ожиданиями (требованиями).

Очень понравилось задание, в котором мы группами должны были описать «идеального» ребенка, а дети, в свою очередь, «идеальных» родителей. И если родительские ответы были в целом ожидаемы, то дети проявили себя более креативно, остроумно и нестандартно. Сколько позитивных эмоций было у детей - отвечали все, никто не был равнодушен!

Но в одном мнении сошлись все – для нас наши дети самые лучшие, единственные, неповторимые, со своими особенностями, которые надо учитывать и уметь направлять их по нужному «вектору». А для детей, мы родители, -  самые добрые и достойные.

Также присутствующие  узнали ответ на вопрос: «Почему мы кричим, когда злимся или ссоримся?» Если и Вы хотите узнать ответ на этот вопрос – приходите на такие занятия!

свернуть

Медиация для всех или как не доводить до конфликта в триаде «учитель - ученик - родитель»

18.02.2021

Медиация для всех или как не доводить до конфликта

в триаде «учитель - ученик - родитель»

 

В кабинете семейного воспитания состоялся мастер-класс по школьной медиации – использованию  нового  подхода  к разрешению

и предотвращению спорных и конфликтных ситуаций

на всех уровнях системы  образования

 

Под руководством Остапчук Светланы Владимировны, учителя нашей школы, опытного психолога, старшего преподавателя Полоцкого государственного университета, участники рассмотрели каждый из этапов медиации: вступительный, этап представления сторон, этап «вентиляции», формирования «повестки переговоров», этап выработки предложений, подготовки соглашения, этап выхода из медиации.

Классные руководители и воспитатели  стали участниками ролевой игры, во время которой путём участия в смоделированной ситуации на практике попробовали использовать некоторые приёмы медиативной техники.

свернуть

Кабинет семейного воспитания

18.02.2021

Кабинет семейного воспитания

По итогам первого года   реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей учащихся)» на базе  школы состоялось открытие кабинета семейного воспитания

        

Руководитель кабинета, учитель белорусского языка и литературы Сиротина Ольга Васильевна, поделилась опытом организации работы с семьёй на принципах взаимодействия и сотрудничества, используемых ею в трудных педагогических ситуациях  разнообразных методов, приёмов и средств.  Классные руководители ознакомились с богатым методическим материалом, собранном на базе кабинета (в том числе и в электронном варианте): планами-конспектами мастер-классов, родительских собраний, сценариями мероприятий,  сборниками анкет, тестов, которые они могут использовать в своей работе.

свернуть

Сотрудничество с родителями

21.02.2020

В рамках проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся (2019-2021 г.)» во 2 «Е» классе был проведен урок по русской литературе, на который были приглашены родители учащихся. Мама Студенкова Владислава поделилась своими впечатлениями об уроке:

«Хочется отметить очень тщательную и многостороннюю подготовку учителя к уроку. Одна деятельность учеников сменяла другую: ребята принимали участие в нескольких видах опроса (индивидуального и командного), выполняли упражнения, работали с учебником. Впечатления оказались незабываемыми. Детям очень нравилось учиться, играя.

Хотелось бы и в дальнейшем посещать такие открытые уроки. Большое спасибо педагогу Майе Викторовне за приглашение. Надеемся, не последнее!»

свернуть

Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания

03.12.2019

Утверждены итоги V Республиканского конкурса 
«Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания»
15 ноября 2019г Распоряжением  по Белорусской Православной Церкви утверждены итоги V Республиканского конкурса «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания»
Конкурс проводится ежегодно с целью активизации просветительской деятельности библиотек республики, содействующей формированию духовно-нравственных качеств личности, совершенствованию их работы по воспитанию патриотизма и гражданственности детей и молодежи на основе православных традиций.
Учредитель конкурса – Белорусский Экзархат Московского Патриархата. Соорганизаторы – Министерство культуры Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь, Комитет по делам религий и национальностей, Национальная библиотека Беларуси.
Организацию и проведение конкурса осуществляли Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви и Национальная библиотека Беларуси.
На конкурс представлены 62 работы от публичных библиотек Министерства культуры Республики Беларусь и библиотек учреждений образования Министерства образования Республики Беларусь в четырех номинациях: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи», «История Православия родного края», «Семья – наследница нравственных и духовных ценностей», «Патриотическое воспитание на православных традициях». На республиканском этапе конкурса определены победители в каждой номинации среди городских и сельских библиотек. 
На церемонию награждения победителей конкурса «Библиотека – центр духовного просвещения и воспитания», которая  состоялась во время работы V Белорусских Рождественских чтений в Национальной библиотеке Беларуси,  была приглашена и библиотекарь ГУО «Средняя школа №16 г. Полоцка» САВИЦКАЯ  З.В. – ПОБЕДИТЕЛЬ (диплом I степени) в номинации «Семья – наследница нравственных и духовных ценностей». Зинаида Владимировна выступила на секции с докладом «Душу исцелит добро», в котором поделилась опытом взаимодействия с родителями учащихся школы по духовно-нравственному воспитанию, рассказала об аспектах  реализации в учреждении республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся».

 

свернуть

Успешный ученик

03.12.2019

28 ноября в рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей учащихся) состоялось проведение практикума для родителей вторых классов
    В рамках практического занятия учитель государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г. Полоцка», старший преподаватель (педагог-психолог) Полоцкого государственного университета ОСТАПЧУК Светлана Владимировна ознакомила родителей с информацией о том, как содействовать учебной успешности детей. Активные формы проведения практикума (мозговой штурм, работа в парах, группах, моделирование и обсуждение психолого-педагогических ситуаций) позволили каждому родителю быть не только слушателем, но и активным участником мероприятия. 
    Наталья Владимировна, мать ученика 2 «Е» класса, отметила, что особенно интересным стало составление «модели успешного ученика»: родители получили конкретную, полезную информацию, как мотивировать и повысить учебную успешность своего ребёнка.

    М.В. ЛЕВЦОВА,
учитель начальных классов 

свернуть

Республиканский инновационный проект 2019-2021

02.09.2019

Тема: «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся».

Сроки реализации: 2019-2021 годы

Консультанты инновационного проекта:

Добриневская Анна Ивановна,

методист управления социальной и воспитательной работы высшей квалификационной категории, заслуженный работник образования РБ ГУО «Академия последипломного образования»

220040 г. Минск, ул. Некрасова, 208 (017) 2857839.

Антипова Елена Владимировна,

старший преподаватель кафедры педагогики,

УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»

8 (222) 28-41-79, е-mail: antipin2006@rambler.ru.

свернуть