О реализации межведомственного информационного проекта «Школа-территория здоровья»

Актуальность создания инновационного проекта

 

Есть мир в человеке и есть человек в мире. Познать себя рекомендовал еще сам Сократ. Для формирования связи с собой необходимо уделять внимание здоровому питанию, сну, движению, отдыху, что само по себе предполагает формирование культуры здоровья современного школьника.

Формирование хронических заболеваний у школьников начинается с 11-12 лет. Изучение состояния здоровья школьников за последние 10 лет также не выявило положительной динамики здоровья. Напротив, прослеживаются отрицательные тенденции – увеличение среди школьников численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, в том числе отмечается рост нарушений сердечно-сосудистой системы.

Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья школьников свидетельствуют о необходимости целенаправленной профилактической работы по воспитанию личной ответственности за собственное здоровье, формирование потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни.

Проект предлагает решить проблему низкого уровня побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, посредством повышения компетенций в области здоровьесбережения, повышения уровня побуждений к ведению здорового образа жизни учителей и родителей, и преобразованием имеющихся здоровьесберегающих условий УО с учетом потребностей учащихся и научно обоснованных рекомендаций специалистов. Формирование у педагогических работников и родителей школьников понятия ценности здоровья, повышения их компетенций в области здоровьесбережения, а так же преобразование имеющихся здоровьесберегающих условий УО, позволит повысить мотивацию школьников к ведению здорового образа жизни, и сделает возможным повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы.

Таким образом, актуальность проекта  подтверждают следующие аспекты:

 - отсутствие повышения уровня побуждений некоторых учащихся к здоровому образу жизни;

-негативная статистика по образу жизни населения (сниженная двигательная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, нездоровый досуг, растущие факторы риска);

- значимость здорового образа жизни, культуры здоровья;

- актуальность волонтерской деятельности как основы активной социальной позиции молодежи;

-отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами  в сфере здоровья участников образовательного процесса.

Принципы, положенные в основу деятельности участников инновационного проекта:

      1. Принцип триединого представления о здоровье. Здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое и духовно-нравственное, так как все виды здоровья тесно взаимосвязаны.
      2. Принцип интегрирования.  Соединяются усилия медицинского и воспитательного персонала, преподавателей, учащихся, родителей и партнеров-специалистов в совместной работе по укреплению здоровья учащихся. Рассматривается нами как один из ведущих, так как его реализация позволяет поддерживать баланс требований, целей и задач в процессе социализации подростка.
      3. Принцип целостности.  Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. В первую очередь это отражается в функциях управления образованием: при планировании, организации, контроле и анализе учебно-воспитательного процесса.
      4. Принцип приоритета активных методов обучения и здоровьесберегающих технологий.  Включение учащихся в процесс постижения наук и знаний о жизни, объединение усилий детей и взрослых более  эффективны по сравнению с традиционными методами с точки зрения образования и здоровьесбережения.
      5. Принцип предоставления возможностей (содействие самопомощи).  Данный принцип реализуется не только через воспитание субъектности, самостоятельности, то есть социально-активной личности, но и раскрывает возможности ученика, умение самому управлять и влиять на окружающих.

Перспективность и успешность проекта заключается в эффективности взаимодействия взрослых, детей, органа ученического самоуправления, родительской общественности…