Социально-педагогическая и психологическая служба

Социально-педагогическая и психологическая служба

ФИО

Должность

График консультаций

Шпакова Анастасия Алексеевна

Педагог социальный 1- 5 классов

Понедельник 17.00-19.00, среда 13.00-15.00, суббота 12.00-14.00

Рогова Светлана Александровна

Педагог-психолог

1- 5 классов

Вторник 17.00 - 19.00, среда,  пятница 14.00 -16 .00, суббота 10.00-12.00

Селицкая Вера Геронимовна

Педагог социальный 6-11 классов

Понедельник 9.00-11.00, среда 16.00-18.00, суббота 12.00-14.00

Шишко Виктория Владимировна

Педагог-психолог

 6- 11 классов

Понедельник, вторник 14.00- 16.00, четверг 17.00 - 19.00 пятница,  суббота 10.00 -12.00

 

Телефон 74-27-79

 

Целью деятельности социально - психологической службы является личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и социализации ребенка.

Задачами деятельности социально – психологической службы являются:

- обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;

- осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, создание правового пространства школы;

- адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи;

- обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной среды;

- помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о естественных склонностях и способностях ребёнка;

- осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;

- изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность образовательного учреждения;

- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса;

- содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

- внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;

- оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;

- проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

- консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей;

 

Принципы деятельности социально-психологической службы:

- принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов СПС с другими педагогическими работниками школы по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию личностно-ориентированной среды в образовательном учреждении, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи;

- личностно-ориентированный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний вообще и о данном человеке в частности;

- позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности;

- конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями, педагогами.

 

Самое важное о воспитании ребенка без насилия

Самое важное о воспитании ребенка

Проблема нарушения дисциплины учащимися

Проблема нарушения дисциплины учащимися

         Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта. 

Начало формы

Конец формы

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

         Правило 1

         Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

         Правило 2

         Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу". 

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не  ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

         И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

         Правило 3

         Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

         Правило 4

         Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.  

         Правило 5

         Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

         Правило 6

         Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

         Правило 7

         Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

         Правило 8

         Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

         Правило 9

         Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

         Правило 10

         Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

         Правило 11

         Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

         Правило 12

         Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

         Правило 13

         Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

         И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! 

 

свернуть

Правила партнерских отношений с учеником

Правила партнерских отношений с учеником

         Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поведении ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас" лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок - нечто неизбежное и неисправимое. Необходимо быть твердым, но доброжелательным.  Контекст: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас прекращено, но я нормально отношусь к тебе как к человеку". Ваша вера в детей - самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.           Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо - назло! Наш гнев - то, чего добивается ученик!  Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры «поймай крючок» и готовит почву для дальнейшего успешного взаимодействия.           Правило 3. Не усиливайте напряженность ситуации.

         Недопустимо: 

          излишнее повышение голоса;

          использование фраз "Учитель здесь я, а не ты...";

          сарказм;

          переход на личности;

          втягивание в конфликт других людей;

          чтение на уроке морали;

          критика внешнего вида;

          передразнивание учеников и т. д.

         Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок - на короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся.           Правило 4. Обсуждайте проступок ученика не сразу, а в тот момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и поговорите о нарушении правил поведения.           Правило 5. Позволяйте ученику "сохранять лицо". Ученики часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом, ученик подчиняется правилам - и выигрывают оба, не тратя силы на конфронтацию.           Правило 6. Не показывайте ученикам агрессивную модель поведения (угрозы, крик, обвинения), они воспримут это как "разрешение" тоже вести себя агрессивно. Чаще всего это случается с мстительными учениками.     

Меры педагогического воздействия при проблемном поведении

  1. Минимизируйте внимание:

         часто лучший способ прекратить демонстративное поведение - перестать на него реагировать;

         установите зрительный контакт. Пристально смотрите на ученика - он знает, что поступает плохо, и знает, что этот взгляд обозначает "хватит";

         встаньте рядом, без взглядов и слов. Дети понимают, что они делают что-то не так, и быстро прекращают выходку, если вы подходите к ним;

         вставляйте в контекст урока имя ребенка, который пытается нарушить поведение. Он поймет, что нужно успокоиться;

         делайте письменные замечания. Просто положите записку с содержанием "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь". Посмотрите на реакцию ребенка;

        формулируйте "Я-высказывание". Иногда хочется крикнуть: "Прекрати немедленно!". Психологи советуют использовать "Я-высказывание": "Лена, когда ты разговариваешь с Таней во время моего объяснения, я теряю мысль и сбиваюсь, перестань, пожалуйста, это делать!".

  1. Используйте разрешающее поведение (запретный плод всегда сладок): 

         доведите до абсурда демонстративную выходку (не хотят сидеть, пусть стоят);

  1. Поступайте неожиданно (прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно): 

       используйте юмор (смех как разрядка);

       начните говорить тихим голосом. На вопрос: "Что вам больше всего не нравится в школе?" большинство учеников отвечают: "Учителя, которые орут!". Когда учителя говорят спокойно, ученики тоже говорят спокойно;

        временно прекратите вести урок: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Ненавязчивое давление педагога вскоре подействует.

  1. Отвлекайте учеников: 

         задавайте прямые вопросы: "Что ты думаешь по этому вопросу?", "А у тебя какое мнение?" Такие вопросы отвлекают от "плохого" поведения;

         попросите о чем-либо (собрать тетради, принести мел, взять журнал и т. д.);

         измените деятельность учеников (дайте определенное задание).

  1. Пересаживайте учеников. Когда вы отсаживаете учеников, вы лишаете их зрителей, и они успокаиваются. 

         Важно единство требований ко всем ученикам!          Если ребенок использует мстительное и властное поведение, можно практиковать следующие приемы:           1. Ищите изящный уход. Это дипломатический ход, позволяющий всем участникам конфликта "сохранить лицо" и избежать скандала.           2. Признайте силу ученика. Помните: "каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие". Иными словами, чем больше давление - тем больше сопротивление учеников. "Я поняла, что ты не будешь выполнять задание". В такой фразе нет ни команд, ни наставлений. Ученику нечего возразить, урок можно продолжать, и, вероятнее всего, ребенок присоединится ко всем ученикам.           3. Уберите зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены. Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой - и теряет интерес к конфронтации.           4. Перенесите обсуждение вопроса на потом. "У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас", "Возможно, ты прав. Давай поговорим об этом потом".           5. Назначайте специальное время для обсуждения вопроса. "Я согласна с тобой это обсудить. Тебе подходит время после 6 урока?" И спокойно продолжайте урок.           6. Озадачивайте учеников. "Может, ты и права... Но сейчас мы продолжим урок", "Я обязательно подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме..."           Словесные выходки детей больно задевают, и если вы не знаете, как их отразить, меняйте тему, снимайте напряжение, разряжайте обстановку и озадачивайте учеников.           7. Используйте технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно: 

         в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);

         другой класс (по договоренности);

         специальное помещение (социального педагога, психолога);

         кабинет администрации.

Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится -сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи.           8. Установление санкций. Нарушения поведения имеют последствия. Мы можем установить определенные санкции для каждого конкретного нарушения поведения. "Когда ты делаешь это... то потом... (конкретное последствие)".    Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены в школе же, а не дома. Санкции должны быть соразмерны проступку и связаны логически с нарушением (сломал - почини, намусорил - убери, испачкал - вымой, оскорбил - извинись). Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Соразмерность санкций будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика.  Санкции и наказания похожи, но наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны, они провоцируют ненависть, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.  Какие могут быть санкции: 

        лишение ученика определенного свободного времени (на перемене,   после урока);

         лишение права пользоваться учебником, спортивным снаряжением, техникой и пр.;

         лишение права доступа в определенные помещения школы;

         возмещение убытков;

         встреча с администрацией;

         встреча с родителями.

 

свернуть