Пункт коррекционно-педагогической помощи

В ГУО «Средняя школа № 16 г. Полоцка» функционируют  4 пункта коррекционно – педагогической помощи. Здесь Вы можете получить необходимую консультацию и помощь по вопросам развития и обучения Вашего ребёнка, имеющего трудности в обучении.

     Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим трудности в её освоении.

Направления работы ПКПП:

  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие  фонематических процессов;
  • пополнение  активного и пассивного словаря;
  • формирование  грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • совершенствование навыков письма и чтения;
  • развитие  внимания, памяти, мышления;
  • формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля

Речевые умения, которые должны быть сформированы у будущих первоклассников

Коммуникативные умения

  • Умеет пользоваться словами вежливости без напоминания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо.
  • Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее.
  • Умеет объяснить, описать, договориться.

Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи

  • Правильно произносит все звуки родной речи.
  • Выделяет и называет звук в начале, середине и конце слова.
  • Умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове.
  • Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
  • Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие.
  • Выделяет из предложения слова, знает, что существует порядок слов в предложении.

Словарный запас

  • Словарь может включать до 4 000 – 4 500 слов.
  • Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
  • Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств.
  • Знает названия растений, животных, в речи пользуется их классификационными характеристиками: Орел – это хищная птица. Собака – это домашнее животное.
  • Использует видовые и родовые понятия (виды транспорта, жилищ, зданий и т.д.)
  • Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
  • Использует в речи название марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчик).
  • Часто использует понятия из мира моды, а также бижутерии и косметики.

Грамматический строй

  • Пользуется всеми видами простых и сложных предложений.
  • Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных.
  • В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.

Связная речь

  • Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься.
  • Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации.
  • Передает правильно последовательность событий при пересказе.
  • Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
  • Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение.
  • Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным началом».
  • Может составить собственный текст (придумать сказку, сочинить рассказ, историю).

Внимание!

Что должно насторожить в развитии речи будущего первоклассника

  1. Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне 4-5 лет, с нарушением дифференциации звуков.
  2. «Проглатывает» окончания, опускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
  3. Не может самостоятельно пересказать знакомую сказку или рассказ.
  4. Не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображенные объекты, затрудняясь в выборе слов.
  5. Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок, или описать какие-либо событие из своей жизни.
  6. Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может держать внимания на предмете речи, т.е. не способен к планированию речи.
  7. Отказывается играть в речевые игры типа «доскажи словечко», «скажи наоборот», «назови другим словом», «скажи по-другому», «угадай какой звук (в начале, конце, середине)».
  8. Некритичен к своей речи.

Система работы  по оказанию коррекционно-педагогической

 помощи в пункте 

  • Изучение индивидуально-психологических особенностей  обучающихся  с целью определения оптимальных путей оказания  им коррекционно - педагогической помощи;
  • Исправление  или ослабление  индивидуальных  нарушений развития  обучающихся, препятствующих успешному  усвоению   содержания образовательной  программы  общего среднего образования;
  • Предупреждение возникновения вторичных нарушений  психофизического  развития обучающихся;
  • Формирование общих способностей к учебной деятельности  с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов  общего среднего образования;
  • Повышение уровня  интеллектуального развития обучающихся за счет  развития психических процессов;
  • Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций  самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи

осуществляется приказом  руководителя  учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • заявление законного представителя учащегося.

          Каждый родитель, ведя ребёнка 1-го сентября в школу, мечтает  о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребёнка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.

         Чтобы подготовить ребёнка к успешному обучению в школе, вовсе недостаточно научить его читать и считать. Целенаправленное обучение родному языку, развитие речи, мышления – вот основные задачи воспитания и обучения ребёнка в дошкольный период.

         Будущий первоклассник должен владеть достаточным словарным запасом и иметь сформированные навыки общения, должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли.

         Если ребёнок не научится красиво и правильно рассказывать, то трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа. Если не умеет различать звуки на слух – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Когда у ребёнка не развиты пальчики, возникнут проблемы с почерком, трудно будет, вообще, научится писать. Если малыш не умеет обобщать предметы, ориентироваться в пространстве – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

         Таким образом, задача учителя-дефектолога – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности, иначе, они будут мешать успешному обучению в школе.

         Если ваш ребёнок будет посещать занятия учителя-дефектолога, знайте, что плохую речь нельзя исправить за 1-2 занятия. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Так что, уважаемые родители, нам с вами потребуется терпение, время и совместные усилия.

         Что можно порекомендовать на ближайшие 4 месяца, которые отделяют вашего ребёнка от школы?

    1. Развивайте у детей мелкую моторику рук. Доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для развития мелкой моторики рекомендуется расстёгивание и застёгивание пуговиц, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, плетение из ниток, завязывание узелков, лепка из теста, шнуровка, вырезание, рисование, штриховка, работа с мозаикой, конструктором. Можно проводить самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для создания сухого бассейна необходимо взять небольшую глубокую миску. Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики. Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребёнка, перемешав крупу, доставать их. Такие задания полезны вдвойне, т. к. развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развиваем речь ребёнка.
    2. Чаще общайтесь с ребёнком, говорите с ним по дороге в д/сад и обратно. Обращайте его внимание на окружающее, на изменения в природе, на природные явления. Читайте детям сказки и рассказы, задавайте вопросы по тексту, чтобы выяснить, насколько они поняли содержание, попросите рассказать, как запомнили.  
    3. Будьте образцом речи для ребёнка. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок. Родители – вы первые учителя родного языка для своего ребёнка! Семья – первая школа! Дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Часто дети говорят так, как говорят домашние. Выслушивайте ребёнка внимательно. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, чётко, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова. Дети чутки к интонации. Каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить выразительно. Не употребляйте слишком длинных фраз и незнакомых слов. Всё это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
      • Покажите ребёнка детскому психиатру, невропатологу, учителю-  дефектологу.
      • Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
      • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
      • Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
      • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
      • Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
      • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
      • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
      • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
      • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
      • Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
      • Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
      • Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
      • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

      Уважаемые родители!

      Если у Вашего ребенка есть нарушения речи,  учитель-дефектолог:

      —поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;

      —отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении;

      —установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.