Мероприятия по организационно-педагогическому и методическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения в 2023/2024 учебном году

 

Мероприятия по организационно-педагогическому и методическому сопровождению

допрофильной подготовки и профильного обучения

в 2023/2024 учебном году

 

Цель: совершенствование системы работы по организационно-методическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения в учреждении образования

Направления деятельности

Задачи

Ответственные

Организационно-педагогическое сопровождение допрофильного обучения

Цель: 

- оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии;

- развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и о современном рынке труда;

- приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

- обеспечение у учащихся успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

 

- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта;

- оказание учащимся педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций;

- формирование способностей принимать адекватные решения о путях получения профессии;

- оказание педагогической и методической помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах допрофильной подготовки;

- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В.

Борисевич Н.Е.

Шишко В.В., Рогова С.А.

Шпакова А.А., Селицкая В.Г.

Классные руководители

Организационно-методическое сопровождение

- повышение квалификации педагогических работников на базе АПО, ВОИРО, ГУ «Полоцкий районный учебно-методический центр»,

- организация целенаправленной учёбы учителей в учреждении по повышению уровня их профессиональной компетентности (проведение семинаров, круглых столов, консультаций, обмен опытом),

- изучение и распространение передового опыта учителей, родителей и учащихся по организации непрерывного педагогического образования и самообразования, по организации эффективной ориентации учащихся, в том числе на педагогические, аграрные, медицинские профессии,

- регулярное информирование педагогов и родителей о новых ресурсах непрерывного педагогического образования учащихся, размещение на сайте учреждения актуальной педагогической информации,

- публичная демонстрация успехов учащихся и учителей в рамках учреждения образования, района, области, обмен опытом, мыслями, предложениями,

- организация и проведение информационных и тематических часов, исследовательских и творческих работ, проектов и т.д.,

- индивидуальная работа учителей с учащимися, которые интересуются предметом и склонны к педагогической, медицинской, аграрной деятельности,

- активное использование в образовательном процессе информационных и иных образовательных технологий,

- участие педагогов в районных, областных, республиканских методических мероприятиях с целью обмена опытом.

 

Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В.

Борисевич Н.Е.

Шишко В.В., Рогова С.А.

Шпакова А.А., Селицкая В.Г.

Классные руководители

Руководители УМО

 

Педагогическое сопровождение профильного обучения

Цель: 

- выявление, развитие и реализация профессионального потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной деятельности:

- консультационная работа с педагогами и родителями по содействию в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей профессионального определения,

- корректировка субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;

- методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

- профилактическая работа педагога-психолога, педагога социального на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

- коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;

- аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся.

- осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

- реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

- расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

- формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

- повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

 

Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В.

Борисевич Н.Е.

Шишко В.В., Рогова С.А.

Шпакова А.А., Селицкая В.Г.

Классные руководители

Руководители УМО

  

Определение функций каждого субъекта образовательного процесса, осуществляющего организационно-педагогическое и методическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

 

 

Директор учреждения образования

- изучает опыт организации допрофильной подготовки и профильного обучения;

- анализирует имеющееся ресурсное обеспечение учреждения образования, необходимое для введения допрофильной подготовки и профильного обучения;

- вносит коррективы в локальные документы с учетом введения допрофильной подготовки и профильного обучения;

- проводит информационную работу с педагогическим коллективом и родительской общественностью о значимости и целесообразности введения допрофильной подготовки и профильного обучения на уровне совещаний, заседаний, родительских собраний;

- координирует усилия педагогических работников учреждения образования, родительской общественности и учащихся по организованному переходу на допрофильную подготовку и профильное обучение;

- обеспечивает общее руководство и контроль за процессом перехода на допрофильную подготовку и профильное обучение учащихся; дает оценку результатов проводимой работы.

 

Зимницкая И.А.

 

Заместители директора по учебной работе

- анализируют возможности кадрового потенциала для обеспечения допрофильной подготовки и профильного обучения;

создают условия и обеспечивают профессиональную подготовку педагогов, осуществляющих образовательный процесс в профильных классах;

- оказывают методическую помощь педагогам, учащимся и их родителям в совместном проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося;

- создают условия для самоопределения учащихся в выборе факультативных занятий с учетом их интересов, склонностей и возможностей;  

- осуществляют контроль за качеством преподавания учебных предметов в профильных классах и уровнем подготовки учащихся;

- изучают и анализируют материалы мониторинга результативности допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

- готовят аналитические материалы по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

 

Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения

- владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

- осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

- проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;

- определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;

- оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;

- осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально-значимых личностных качеств;

- содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся; поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

- развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности, в освоении содержания предмета на повышенном уровне.

 

Заместители директора по учебной работе

 

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения

 

Классные руководители

 

 

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя в работе с классным коллективом и каждым учащимся, с родителями учащихся

- изучает индивидуальные особенности учащихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся в успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;

- формирует в классном коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

- формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности, создает условия для развития у учащихся полезных интересов и нравственных ценностей;

- развивает у учащихся навыки общения;

- проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; проведение тематических конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;

- налаживает и поддерживает связь семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;

- организует и проводит совместные тематические профориентационные мероприятия с учащимися и их родителями;

- привлекает для профориентационной работы родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

- осуществляет индивидуальное консультирование родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», проявляющихся у учащихся профессиональных интересов и путях их поддержания и развития;

- организует связь с Управлением по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома

 

Борисевич Н.Е.

 

Шишко В.В., Рогова С.А.

Шпакова А.А., Селицкая В.Г.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя.

 

Педагог-психолог, педагог социальный при педагогическом сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся

- оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования, СМИ, Интернета на профессиональное самоопределение учащегося;

- проводит диагностические мероприятия;

- организует консультационные мероприятия, коррекционные занятия;

- участвует в проектировании микросоциума, оказывающего влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

- организует социально значимую деятельность, оказывающую влияние на профессиональное самоопределение учащихся;

- организует взаимодействие различных социальных институтов;

- налаживает контакты с семьей, педагогами-предметниками, педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя, и социальными институтами, оказывающими влияние на профессиональное самоопределение учащихся.

 

Борисевич Н.Е.

Шишко В.В., Рогова С.А.

Шпакова А.А., Селицкая В.Г.