Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь

 

Целью деятельности социально - педагогической поддержки и психологической помощи является личностная и социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, способствующих личностному развитию, саморазвитии и социализации ребенка.

Задачами деятельности социально - педагогической поддержки и психологической помощи являются:

- обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности ребенка, ее социализации и профессионального становления;

- осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации, создание правового пространства школы;

- адекватное определение проблемы обучающегося и правильная ориентировка в ней ребёнка, его семьи;

- обеспечение условий для решения проблемы обучающегося и его семьи, создание условий для защиты подростка от влияния агрессивной социальной среды;

- помощь семье в создании у подростка мотивации к учению; сохранение учебного потенциала и потенциала развития учащегося; обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о естественных склонностях и способностях ребёнка;

- осуществление социальной опеки и защиты прав и интересов несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации;

- изучение социально-психологических проблем воспитательной деятельности, стиля руководства учебно-воспитательным процессом, выявление ошибок с целью предотвращения их негативного влияния на жизнедеятельность образовательного учреждения;

- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между субъектами образовательного процесса;

- содействие развитию индивидуальных интересов и потребностей детей, способствующих их нравственному становлению, как социально-значимой личности; содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;

- внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;

- оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих, и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;

- проведение консультативно-просветительской работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;

- консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей;

 

Принципы деятельности социально - педагогической поддержки и психологической помощи:

- принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном и постоянном сотрудничестве специалистов социально - педагогической поддержки и психологической помощи с другими педагогическими работниками школы по разрешению социально-психологических проблем, конфликтных ситуаций и созданию личностно-ориентированной среды в образовательном учреждении, налаживанию связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащейся молодежи;

- личностно-ориентированный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью. Принятие его таким, какой он есть, отсутствие попытки переделать его, умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний вообще и о данном человеке в частности;

- позитивное восприятие личности, означающее поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые возможно формирование других более значимых свойств личности, основывается на оптимизме и вере в возможности и способности личности;

- конфиденциальность, предусматривающая установление отношений открытости, уверенности в надежности получаемой информации и сохранении профессиональной тайны. Предполагает конфиденциальность отношений между работниками социально-психологической службы и учащимися, родителями, педагогами.

 

Самое важное о воспитании ребенка без насилия

Самое важное о воспитании ребенка

Перечень учреждений и организаций Полоцкого района, оказывающих правовую, социальную, психологическую и иную помощь семьям с детьми

Приложение 2

УТВЕРЖДЕНО

Постановлением Комиссии по делам

несовершеннолетних Полоцкого райисполкома от 26.06.2025 №24|1

 

Перечень учреждений и организаций Полоцкого района, оказывающих правовую, социальную, психологическую и иную помощь семьям с детьми

 

Государственное учреждение

«Территориальный центр социального обслуживания населения

Полоцкого района»

г.Полоцк, ул.Ф.Скориныд.12 (эл.почта polotsk.r-tc@mintrud.by)

п/п

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

1.

Психологическая (обучение навыкам конструктивного общения в ситуации конфликта, гармонизация супружеских взаимоотношений, психологическая помощь в ситуации развода, кризисная ситуация).

Личное обращение, по «Телефону доверия» 46-17-95

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида; многодетные семьи;

семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

2.

Информационно-консультационная услуга по предоставлению ГАСП (в виде ежемесячного социального пособия, в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, единовременного социального пособия в связи с трудной жизненной ситуацией нарушающей нормальную жизнедеятельность).

Личное обращение,

тел. 46-01-00

Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида; многодетные семьи;

семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

3.

Информационно - консультационная услуга по вопросам выдачи удостоверения многодетной семьи.

Личное обращение, по телефону тел. 46-11-58

Многодетные семьи

Учреждения  общего среднего образования, дошкольного образования Полоцкого района

п/п

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

 

1

Оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи:

-консультирование по вопросам содержания, воспитания и образования несовершеннолетних; повышение родительской компетентности и др.;

-оказание психологической помощи в налаживании детско-родительских отношений, преодолении проблем в поведении детей, формирование родительской ответственности и др.

Личное обращение

Семьи, воспитывающие детей

 

 

 

Государственное учреждение образования

«Социально-педагогический центр Полоцкого района»

 г.Полоцк, ул.Гагарина, д.138

п/п

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

 

1

Временное проживание и реабилитация несовершеннолетних

 

г.Полоцк

ул. Ф.Скорины д.32,

тел.  46-26- 84

 49 26 72

-дети, в семьях которых признано наличие социально опасного  положения;

-дети - жертвы торговли людьми;

-иные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

 

2

Оказание правовой помощи

г.Полоцк

пр-т. Ф.Скорины д.10, тел. 46-33-77

Устное обращение

Семьи, воспитывающие детей

(по решению совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

 

3

Психологическая помощь детям и законным представителям, направленная на оказание помощи в предупреждении и решении психологических проблем

тел.  46-26- 84

 49 26 72

Устное обращение

 

Семьи, воспитывающие детей

(по решению совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних)

 

Государственное учреждение образования 

«Центр коррекционно развивающего обучения и реабилитации

Полоцкого района» г.Полоцк, ул.Мариненко, д.6

п/п

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

 

1

-оказание ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет,

оказание коррекционного-педагогической помощи лицам с ОПФР,

-социальная реабилитация, социальная абилитация лиц с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или психическом развитии;

-оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи лицам с ОПФР и  их законным представителям

Устное обращение, 77-22-94

77-60-79

Родители, опекуны, попечители, законные представители, воспитывающие несовершеннолетних детей-

 

Полоцкая районная организация Белорусского Общества Красного Креста

 

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

 

1

выдача вещей б/у, поступивших от населения Полоцкого региона

г. Полоцк, ул. Нижне-Покровская, д. 39, тел46 24 51

pol_bokk1@rambler.ru

в рабочие дни с 09.00 до 16.00

Семьи, воспитывающие детей

 

2

выдача безвозмездной (спонсорской) помощи в виде вещей при наличии

 

3

выдача продуктовых и гигиенических наборов при наличии

 

Полоцкая районная организация ОО «Белорусский союз женщин»

 

1.

Оказание социальной благотворительной помощи в рамках акций:

- «От семьи к семье»;

- «Соберём портфель вместе!»;

- «Наши дети» (декабрь-январь)

г.Полоцк,

пр-т Ф.Скорины, 10

каб.213

т.46-31-74

Многодетные, малообеспеченные, воспитывающие детей-инвалидов, семьи в которых признано наличие критериев и показателей социально опасного положения,  семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

Полоцкий районный комитет общественного объединения  «БРСМ»

 

1

Социальная помощь.

осуществляет социальную помощь в рамках республиканской благотворительной акции:

1) «Чудеса на рождество» в период декабрь-январь

2) «День защиты детей с БРСМ» в период май-июнь,

3) «В школу с Добрым сердцем» в период август-сентябрь.

г.Полоцк, ул.Толстого,д.6 каб. 320, 322

46-75-19

Многодетные, малообеспеченные, воспитывающие детей-инвалидов, семьи в которых признано наличие критериев и показателей социально опасного положения

 

Государственное учреждение здравоохранения

 «Полоцкая центральная городская больница»

 Центр дружественный подросткам «Откровение»

г. Полоцк, ул. Е.Полоцкой, д. 18,

Ответственное лицо за регистрацию входящей корреспонденции

в детской поликлинике – регистратор общеполиклинического персонала Короткова Т.Д.

 

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

 

1

Оказание консультативной помощи по «Телефону консультативной помощи»

по запросу

46-76-55

Несовершеннолетние до 18 лет, и их родители по вопросам детско-родительских отношений

 

 

2

Оказание психологической помощи в трудных жизненных ситуациях

по запросу и по направлению специалистов

каб. 114а, 115

 

 

3

Проведение коррекционных занятий при состояниях, требующих психологической коррекции.

Несовершеннолетние до 18 лет.

 

 

4

Проведение диагностического психологического обследования с целью выявления кризисных состояний.

 

5

Перенаправление для оказания специализированной помощи.

 

6

Проведение профилактических мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

по запросу педагогов учреждений образования, руководителей оздоровительных лагерей

каб. 114а, 115

Несовершеннолетние до 18 лет.

 

Управление по труду, занятости и социальной защите

 Полоцкого райисполкома

 

Вид помощи

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

 

1

Государственная адресная социальная помощь (ГАСП)

Служба «одно окно» Полоцкого райисполкома

г.Полоцк, пр.-т Ф.Скорины, д.10, 43-90-10, 46-63-25,49-95-10

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Полоцкого района», г.Полоцк, ул.Скорины, д.12, каб №9 46 01 00

2

Семейный капитал

Служба «одно окно» Полоцкого райисполкома

г.Полоцк, пр.Ф.Скорины, д.10, 43-90-10, 46-63-25,49-95-10

Многодетные семьи

3

Государственные пособия семьям, воспитывающим детей:

Управление по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома

пр.Ф.Скорины, д.10, каб.114,116, 46-75-13,74-17-04

Право на государственные пособии семьям, воспитывающим детей определено Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г.№7-3

4

Регистрация граждан безработными и гражданами, обратившимися по вопросам трудоустройства

Управление по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома

ул.Энгельса, д.2, каб.24,46-26-43

Учреждение здравоохранения «Полоцкая областная психиатрическая больница»

Полоцк, ул. 23-х Гвардейцев д. 4а, тел. Регистратуры: 77-30-68.

Тел. психолога:74-17-42

Тел.доверия:77-22-20 (8:00 -20:00 по будням)

 

Вид помощи

 

Порядок обращения

за помощью

Категория граждан, имеющих право на ее получение

1

Медицинская

1.1

Консультация врача-психиатра-нарколога

Личное обращение в регистратуру, запись по телефону, через интернет- Тalon. by

Дети с 3-х лет, взрослые.

 

1.2

Консультация врача-психотерапевта

1.3

Анонимная консультация  врача-психотерапевта, врача-нарколога

2

Психологическая

2.1.

Обучение техникам совладения со стрессом, приёмом релаксации, дыхательная гимнастика.

Личное обращение в регистратуру, запись по телефону.

 

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.2.

Гармонизация эмоционального состояния, отреагирования напряжения и агрессивных тенденций.

Лица старше 18-ти лет. Можно детям старше 5-ти  лет в игровой форме.

2.3

Повышение  адаптивности и устойчивости, к стрессорному воздействию.

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.4

Кризисное вмешательство: работа с травмой, помощь при утрате.

Лица старше 18-ти лет. Можно детям старше 5-ти  лет.

2.5

Помощь в преодолении острого кризиса.

Лица старше 18-ти лет. Можно детям старше 5-ти  лет .

2.6

Формирование конструктивных стратегий поведения.

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.7

Развитие личности и самосознания

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.8

Развитие навыков коммуникации

Лица старше 18-ти лет. Можно детям старше 5-ти  лет.

2.9

Работа с самооценкой. Коррекция иррациональных суждений и установок.

Лица старше 18-ти лет. Можно детям старше 5-ти  лет в игровой форме.

2.10

Работа с личностной ориентации,  с личностными границами .

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.11

Анализ личностных ресурсов, поиск скрытых ресурсов.

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.1.2

Расширение образа «Я» САМОПРИНЯТИЯ.

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.13

Нормализация жизненного стиля, улучшение социального функционирования.

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.14

Коррекции личностных установок

Лица старше 18-ти лет, подростки.

2.15

Коррекция поведенческих отклонений

Лица старше 18-ти лет. Можно детям старше 5-ти  лет.

2.16

При зависимостях: мотивационное интервью, формирование мотивации к трезвости.

Лица старше 18-ти лет, подростки.

3

Психологическая ( только детская)

3.1.

Осознание собственных эмоций, агрессивных тенденций, снятие эмоционального напряжения.

Личное обращение в регистратуру, запись по телефону.

 

Дети с 5-ти лет.

3.22

Обучение способом выражения негативных эмоциональных состояний социально приемлемыми способами.

Дети с 5-ти лет.

3.3.

Расширение спектра поведенческих реакций, снятие  деструктивных элементов в поведении.

Дети с 5-ти лет.

3.4

Формирование адекватных способов поведения в ситуациях взаимодействия (конфликтных ситуациях), расширение поведенческого репертуара ребенка за счет социального одобренных форм поведения.

Дети с 5-ти лет.

3.5.

Обогащения форм контакта, включая развитие навыков  совместной деятельности.

Родители и дети

3.6

Проработка детско-родительских отношений.

Родители и дети

3.7

Обучение способам эмоциональной регуляции.

Дети с 5-ти лет.

3.8

Обучение конструктивных, качеств, и формирование уверенного поведения.

Дети с 5-ти лет.

3.9

Развитие коммуникативных качеств  и формирование уверенного поведения

Дети с 5-ти лет.

3.10

Выявление имеющихся у ребенка психологических ресурсов, склонностей  и интересов.

Дети с 5-ти лет.

3.11

Развитие поведенческих навыков, необходимых для  конструктивного взаимодействия.

Дети с 5-ти лет.

3.12

Расширение способов эмоционального и правого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Дети с 5-ти лет.

3.13

Развитие целенаправленных игровых действий.

Родители и дети

3.14

Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.

Родители и дети

3.15

Улучшение понимания родителями  своего ребенка, особенностей  и закономерностей его развития.

Родители и дети

 

свернуть

ПОРЯДОК проведения социального расследования, сопровождения семей, в которых признано наличие критериев и показателей социально опасного положения учреждениями образования Полоцкого района

ПОРЯДОК

проведения социального расследования,

сопровождения семей, в которых

признано наличие критериев и

показателей социально опасного положения

учреждениями образования Полоцкого района

 

В случае обучения (воспитания):

-двух и более несовершеннолетних детей, воспитывающихся в одной семье и посещающих разные учреждения образования, социальное расследование проводит учреждение дошкольного, общего среднего образования, в котором обучается старший ребенок в семье, или то учреждение образования, которое назначено управлением по образованию (далее-управление) для проведения социального расследования,

-двух и более несовершеннолетних детей, один из которых посещает дошкольное учреждение, другой обучается в учреждении среднего специального, профессионально-технического образования Полоцкого района, социальное расследование проводит учреждение дошкольного образования, в случае выявления проблем в отношении учащегося учреждения среднего специального, профессионально-технического образования,  проводит то учреждение, в котором он обучается,

-одного и более несовершеннолетних неорганизованных детей, воспитывающихся в семье и не посещающих учреждения образования, проживающих в г. Полоцке, социальное расследование проводит ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района»;

-одного и более несовершеннолетних неорганизованных детей, воспитывающихся в семье и не посещающих учреждения образования, проживающих в Полоцком районе, социальное расследование проводит учреждения образования по месту жительства (пребывания) семьи.

При проживании семьи на территории Азинского и Боровухского сельских советов (ребенок обучается на территории другой административной единицы) социальное расследование проводит учреждение образования согласно закрепленным за подведомственным учреждением общего среднего образования территорий г.Полоцка и населенных пунктов Полоцкого района (по решению Полоцкого райисполкома).

В летний период (до 1 сентября) социальные расследования в отношении несовершеннолетних, которые отчислены из УО в связи с завершением образования, проводят учреждения общего среднего образования, в котором ребенок обучался. Учреждения дошкольного образования проводят социальное расследование в отношении детей, которые ранее посещали детский сад и отчислены до 01 сентября в связи с последующим началом обучения в школе.

 

При раздельном проживании несовершеннолетнего с родителями в период обучения социальное расследование проводится по месту жительства родителей.

При поступлении информации о несовершеннолетних, которые не проживают с семьей в связи с получением образования в учреждении среднего специального, профессионально-технического, высшего образования, -информация о семейном неблагополучии направляется в учреждение образование по месту жительства семьи (Полоцкий район), в СПЦ при проживании семьи в г.Полоцке. При наличии в семье несовершеннолетних, обучающихся в учреждении образования, информация о семейном неблагополучии направляется в упреждение образование, в котором организованы другие дети по месту жительства семьи.

 

Реализация мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению социально опасного положения несовершеннолетних

Если ребенок (дети) не организован в возрасте от 0 до двух лет, проживающий в г.Полоцке, то семью, в которой признано наличие критериев и показателей СОП сопровождает СПЦ совместно с учреждением дошкольного образования (при отсутствии-учреждение общего среднего образования) по месту жительства семьи, которое определяется КДН.

Неорганизованного ребенка (детей) от 2 до 3 лет, проживающего в г.Полоцке, сопровождает учреждение дошкольного образования, куда планируется зачисление либо учреждение дошкольного образования (при отсутствии-учреждение общего среднего образования) по месту жительства семьи.

 При раздельном проживании ребенка и родителей в период обучения, либо если ребёнок не зачислен в учреждение образование (не организован), реализует мероприятия учреждение дошкольного, общего среднего образования Полоцкого района по месту жительства (пребывания) родителей, которое определяется КДН.

В летний период (до 1 сентября) реализуют мероприятия в отношении несовершеннолетних, которые отчислены из УО в связи с завершением образования, учреждения общего среднего образования, в котором ребенок обучался. Учреждения дошкольного образования реализуют мероприятия в отношении детей, которые ранее посещали детский сад и отчислены до 01 сентября в связи с последующим началом обучения в школе. В случае отчисления ребенка из дошкольного учреждения образования в течении учебного года реализует данное учреждение до снятия с учета СОП.

свернуть

Центры, дружественные подросткам

Центры, дружественные подросткам (Витебская область)

 

В Витебской области работают четыре Центра дружественных подросткам

Для оказания помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в Центрах дружественных подросткам созданы консультативные группы (врачи-гинекологи, врачи-педиатры, психологи, урологи).Для консультирования по принципу «равный-равному» привлекаются волонтеры.

Центры БЕСПЛАТНО АНОНИМНО КОНФИДЕНЦИАЛЬНО 

(можно обратиться анонимно, не называя паспортных данных, места учебы) оказывают подросткам и молодежи помощь в сохранении и укреплении репродуктивного, психологического и соматического здоровья.

Цель создания центра – повышение информированности и мотивации к здоровому образу жизни, обеспечение условий для социализации подростков и в конечном итоге улучшение репродуктивного, психологического, соматического здоровья молодежи.

Деятельность Центра направлена на:

  • повышение уровня знаний подростков и молодежи о здоровом образе жизни, репродуктивном здоровье, заболеваемости ИППП/ВИЧ;
  • получение и укрепление навыков здорового образа жизни, правильного социального, репродуктивного поведения;
  • формирование мотивации к использованию полученных знаний и навыков в собственном поведении.

Психологи  проводят консультирование по направлениям:

  • детско-родительские отношения (вопросы воспитания детей, общение с родителями, разрешение конфликтов, вопросы взаимопонимания детей и родителей)
  • коммуникативные проблемы (застенчивость, конфликтность, страх перед сверстниками, учителями, страх публичных выступлений)
  • эмоциональные проблемы (тревожность, школьные страхи, агрессивность, отсутствие  сопереживания)
  • кризисные состояния (значимая потеря, несчастная любовь, одиночество, насилие, физическая травма и др.)

Центры работают на базе:

  1. Витебского областного детского клинического центра по адресу: г.Витебск, ул.Чкалова, 14 ; телефон 8-0212-37-24-50
  2. Новополоцкой центральной городской больницы по адресу: г. Новополоцк, ул. Калинина, д. 5;  телефон 8- 0214- 51-90-90
  3. Оршанской центральной поликлиники по адресу: г. Орша, улица Пионерская, 15; телефон  8-0216-50-57-50
  4. Полоцкой детской поликлиники по адресу: г. Полоцк, ул. Е. Полоцкой, д.18 Электронный адрес: otkroven@bk.ru, телефон: 8-0214-46-76-55
свернуть

Телефоны доверия

  ВЫ ПОПАЛИ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ?

   ВСЕГДА МОЖЕТЕ  ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ:

 

8 029 899 04 01     

(круглосуточно)
Можно обращаться через мессенджеры Телеграм (Telegram),
Вайбер (Viber), Ватсап (WhatsApp)

ЦДП «Откровение» Полоцкой детской поликлиники

8 (0214) 46-76-55

(ежедневно, кроме выходных, с 8.00 до 16.00)

«Телефон доверия» Службы экстренной психологической помощи г. Полоцка

8 (0214) 77-22-20

(ежедневно, с 08.00 до 20.00)

«Телефон доверия» Службы экстренной психологической помощи г. Витебска

8 (0212) 61-60-60

(круглосуточно)

«Телефон доверия» Новополоцкого ТЦСОН

8 (0214) 75-85-09

Центр здоровья молодежи «Диалог» Новополоцкой детской поликлиники

8 (0214) 51-90-90

Республиканская «Детская телефонная линия»

8-801-100-16-11

Республиканский центр психологической помощи

+375 17 300 1006

Общенациональная горячая линия

для пострадавших от домашнего насилия

8-801-100-8-801

(ежедневно, с 8.00 до 20.00, только со стационарного телефона)

8 017 317 32 32     

(круглосуточно)

ЗВОНИТЕ И ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУТ!

свернуть

Региональная карта Витебской области

Проблема нарушения дисциплины учащимися

Проблема нарушения дисциплины учащимися

         Как успокоить разбушевавшийся класс? Как вести урок, если в классе постоянно шумно? Почему одних понимают с полушепота, а другим приходится надрывать голосовые связки, чтобы добиться внимания?" — такие вопросы нередко задают молодые учителя, еще не имеющие в арсенале хитрых приемов и недюжинного опыта. 

Начало формы

Конец формы

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

         Правило 1

         Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

         Правило 2

         Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу". 

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не  ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

         И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

         Правило 3

         Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

         Правило 4

         Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.  

         Правило 5

         Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

         Правило 6

         Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

         Правило 7

         Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

         Правило 8

         Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

         Правило 9

         Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения физкультминутки (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

         Правило 10

         Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

         Правило 11

         Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

         Правило 12

         Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

         Правило 13

         Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

         И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится! 

 

свернуть

Правила партнерских отношений с учеником

Правила партнерских отношений с учеником

         Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поведении ученика, а не на его личности. Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля. Говорите "здесь и сейчас" лишь о том, что произошло в данный момент. Обращение к прошлому или будущему ученика наводит на мысль, что конкретный поступок - нечто неизбежное и неисправимое. Необходимо быть твердым, но доброжелательным.  Контекст: "То, что ты делаешь, должно быть сейчас прекращено, но я нормально отношусь к тебе как к человеку". Ваша вера в детей - самый мощный импульс измениться, ибо она повышает самоуважение.           Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем отрицательные эмоции ученику и этим подтверждаем его решение вести себя плохо - назло! Наш гнев - то, чего добивается ученик!  Когда же учитель управляет своими эмоциями, он лишает учеников игры «поймай крючок» и готовит почву для дальнейшего успешного взаимодействия.           Правило 3. Не усиливайте напряженность ситуации.

         Недопустимо: 

          излишнее повышение голоса;

          использование фраз "Учитель здесь я, а не ты...";

          сарказм;

          переход на личности;

          втягивание в конфликт других людей;

          чтение на уроке морали;

          критика внешнего вида;

          передразнивание учеников и т. д.

         Некоторые из этих форм поведения могут остановить проступок - на короткое время. Но уважение и конструктивное общение не появятся.           Правило 4. Обсуждайте проступок ученика не сразу, а в тот момент, когда учитель уже может быть объективным, т. е. может описать действия ученика, а не его самого. Оставьте ученика после урока и поговорите о нарушении правил поведения.           Правило 5. Позволяйте ученику "сохранять лицо". Ученики часто играют в игру, которую можно назвать "по-своему". Они как бы делают то, о чем их просит учитель, но "по-своему": с оговорками, с ворчанием, медленно, с гримасами. Если педагог не зацикливается на этом, ученик подчиняется правилам - и выигрывают оба, не тратя силы на конфронтацию.           Правило 6. Не показывайте ученикам агрессивную модель поведения (угрозы, крик, обвинения), они воспримут это как "разрешение" тоже вести себя агрессивно. Чаще всего это случается с мстительными учениками.     

Меры педагогического воздействия при проблемном поведении

  1. Минимизируйте внимание:

         часто лучший способ прекратить демонстративное поведение - перестать на него реагировать;

         установите зрительный контакт. Пристально смотрите на ученика - он знает, что поступает плохо, и знает, что этот взгляд обозначает "хватит";

         встаньте рядом, без взглядов и слов. Дети понимают, что они делают что-то не так, и быстро прекращают выходку, если вы подходите к ним;

         вставляйте в контекст урока имя ребенка, который пытается нарушить поведение. Он поймет, что нужно успокоиться;

         делайте письменные замечания. Просто положите записку с содержанием "Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь". Посмотрите на реакцию ребенка;

        формулируйте "Я-высказывание". Иногда хочется крикнуть: "Прекрати немедленно!". Психологи советуют использовать "Я-высказывание": "Лена, когда ты разговариваешь с Таней во время моего объяснения, я теряю мысль и сбиваюсь, перестань, пожалуйста, это делать!".

  1. Используйте разрешающее поведение (запретный плод всегда сладок): 

         доведите до абсурда демонстративную выходку (не хотят сидеть, пусть стоят);

  1. Поступайте неожиданно (прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно): 

       используйте юмор (смех как разрядка);

       начните говорить тихим голосом. На вопрос: "Что вам больше всего не нравится в школе?" большинство учеников отвечают: "Учителя, которые орут!". Когда учителя говорят спокойно, ученики тоже говорят спокойно;

        временно прекратите вести урок: "Дайте мне знать, когда будете готовы продолжить урок". Ненавязчивое давление педагога вскоре подействует.

  1. Отвлекайте учеников: 

         задавайте прямые вопросы: "Что ты думаешь по этому вопросу?", "А у тебя какое мнение?" Такие вопросы отвлекают от "плохого" поведения;

         попросите о чем-либо (собрать тетради, принести мел, взять журнал и т. д.);

         измените деятельность учеников (дайте определенное задание).

  1. Пересаживайте учеников. Когда вы отсаживаете учеников, вы лишаете их зрителей, и они успокаиваются. 

         Важно единство требований ко всем ученикам!          Если ребенок использует мстительное и властное поведение, можно практиковать следующие приемы:           1. Ищите изящный уход. Это дипломатический ход, позволяющий всем участникам конфликта "сохранить лицо" и избежать скандала.           2. Признайте силу ученика. Помните: "каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие". Иными словами, чем больше давление - тем больше сопротивление учеников. "Я поняла, что ты не будешь выполнять задание". В такой фразе нет ни команд, ни наставлений. Ученику нечего возразить, урок можно продолжать, и, вероятнее всего, ребенок присоединится ко всем ученикам.           3. Уберите зрителей. Когда есть зрители, конфронтация усиливается. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение, например, до перемены. Зрители разойдутся, и ученик останется без публики. Он уже другой - и теряет интерес к конфронтации.           4. Перенесите обсуждение вопроса на потом. "У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас", "Возможно, ты прав. Давай поговорим об этом потом".           5. Назначайте специальное время для обсуждения вопроса. "Я согласна с тобой это обсудить. Тебе подходит время после 6 урока?" И спокойно продолжайте урок.           6. Озадачивайте учеников. "Может, ты и права... Но сейчас мы продолжим урок", "Я обязательно подумаю об этом, а сейчас вернемся к теме..."           Словесные выходки детей больно задевают, и если вы не знаете, как их отразить, меняйте тему, снимайте напряжение, разряжайте обстановку и озадачивайте учеников.           7. Используйте технику временной изоляции ученика. Сразу отметим, что нельзя удалять детей в коридор или в "никуда". Удалять можно: 

         в пределах классной комнаты (отдельная парта, стул);

         другой класс (по договоренности);

         специальное помещение (социального педагога, психолога);

         кабинет администрации.

Это крайние случаи. Предлагайте выбор: "Иван, что тебе больше нравится -сидеть и работать с нами или пойти в кабинет к завучу? По твоему виду я догадываюсь, что ты выбрал кабинет завуча". Ученик поставлен перед дилеммой. Выбрал плохое поведение - уходи.           8. Установление санкций. Нарушения поведения имеют последствия. Мы можем установить определенные санкции для каждого конкретного нарушения поведения. "Когда ты делаешь это... то потом... (конкретное последствие)".    Очень важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в школе, были применены в школе же, а не дома. Санкции должны быть соразмерны проступку и связаны логически с нарушением (сломал - почини, намусорил - убери, испачкал - вымой, оскорбил - извинись). Мы применяем санкции не для того, чтобы потешить обиженного учителя или отомстить, а чтобы научить учеников выбирать в будущем правильное поведение. Соразмерность санкций будет незабываемым уроком, но не унизит гордости и чести ученика.  Санкции и наказания похожи, но наказание часто несправедливо, потому что несоразмерно проступку. Поэтому наказания не созидательны, они провоцируют ненависть, делают идею сотрудничества и партнерства невозможной.  Какие могут быть санкции: 

        лишение ученика определенного свободного времени (на перемене,   после урока);

         лишение права пользоваться учебником, спортивным снаряжением, техникой и пр.;

         лишение права доступа в определенные помещения школы;

         возмещение убытков;

         встреча с администрацией;

         встреча с родителями.

 

свернуть
поделиться в: