В ГУО «Средняя школа № 16 г. Полоцка» функционируют 4 пункта коррекционно – педагогической помощи. Здесь Вы можете получить необходимую консультацию и помощь по вопросам развития и обучения Вашего ребёнка, имеющего трудности в обучении.
Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим трудности в её освоении.
Направления работы ПКПП:
- коррекция звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- пополнение активного и пассивного словаря;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- совершенствование навыков письма и чтения;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля
Речевые умения, которые должны быть сформированы у будущих первоклассников
Коммуникативные умения
- Умеет пользоваться словами вежливости без напоминания: знает, как поблагодарить, извиниться, попрощаться, выразить сочувствие, попросить, отказаться от чего-либо.
- Умеет правильно вступить в разговор, завязать беседу и закончить ее.
- Умеет объяснить, описать, договориться.
Звуковой строй речи и осознание элементов языка и речи
- Правильно произносит все звуки родной речи.
- Выделяет и называет звук в начале, середине и конце слова.
- Умеет выделять, называть и считать количество звуков и слогов в слове.
- Знает, что звуки делятся на гласные и согласные.
- Умеет выделять гласные и согласные звуки, твердые и мягкие.
- Выделяет из предложения слова, знает, что существует порядок слов в предложении.
Словарный запас
- Словарь может включать до 4 000 – 4 500 слов.
- Использует все части речи, кроме деепричастий и деепричастных оборотов.
- Находит точные слова для обозначений предметов, действий, явлений, качеств и свойств.
- Знает названия растений, животных, в речи пользуется их классификационными характеристиками: Орел – это хищная птица. Собака – это домашнее животное.
- Использует видовые и родовые понятия (виды транспорта, жилищ, зданий и т.д.)
- Знает и называет профессии родных, знакомых, их занятия, увлечения.
- Использует в речи название марок машин, спортивные термины, военную лексику (мальчик).
- Часто использует понятия из мира моды, а также бижутерии и косметики.
Грамматический строй
- Пользуется всеми видами простых и сложных предложений.
- Редко ошибается в образовании единственного и множественного числа существительных.
- В родительном падеже множественного числа использует чаще правильные окончания.
Связная речь
- Умеет сообщить о чем-либо, оправдаться, объяснить и сделать вывод, попросить о помощи или тактично от нее отказаться, словесно защититься.
- Может говорить и кратко, и пространно в зависимости от ситуации.
- Передает правильно последовательность событий при пересказе.
- Знает, как принято начинать рассказ, продолжать и заканчивать, пытается использовать свои знания.
- Умеет описать внешность героев рассказа и передать свое отношение.
- Может подвести итог или придумать концовку рассказу, предложенному без окончания, придумать начало тексту с «потерянным началом».
- Может составить собственный текст (придумать сказку, сочинить рассказ, историю).
Внимание!
Что должно насторожить в развитии речи будущего первоклассника
- Речь ребенка невыразительна, звукопроизношение на уровне 4-5 лет, с нарушением дифференциации звуков.
- «Проглатывает» окончания, опускает аграмматизмы, характерные для детей более младшего возраста.
- Не может самостоятельно пересказать знакомую сказку или рассказ.
- Не может рассказать связно, что он видит на картинке, только перечисляет изображенные объекты, затрудняясь в выборе слов.
- Не может составить рассказ по серии сюжетных картинок, или описать какие-либо событие из своей жизни.
- Говорит много, «сразу обо всем», перескакивает с темы на тему, с начала на конец, не может держать внимания на предмете речи, т.е. не способен к планированию речи.
- Отказывается играть в речевые игры типа «доскажи словечко», «скажи наоборот», «назови другим словом», «скажи по-другому», «угадай какой звук (в начале, конце, середине)».
- Некритичен к своей речи.
Система работы по оказанию коррекционно-педагогической
помощи в пункте
- Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно - педагогической помощи;
- Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному усвоению содержания образовательной программы общего среднего образования;
- Предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития обучающихся;
- Формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
- Повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;
- Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи
осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:
- заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
- заявление законного представителя учащегося.
Рекомендации
учителя-дефектолога родителям
Каждый родитель, ведя ребёнка 1-го сентября в школу, мечтает о том, чтобы сын или дочь добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялись как личность, чтобы чувствовали себя свободно и уверенно. Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите вашего ребёнка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.
Чтобы подготовить ребёнка к успешному обучению в школе, вовсе недостаточно научить его читать и считать. Целенаправленное обучение родному языку, развитие речи, мышления – вот основные задачи воспитания и обучения ребёнка в дошкольный период.
Будущий первоклассник должен владеть достаточным словарным запасом и иметь сформированные навыки общения, должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли.
Если ребёнок не научится красиво и правильно рассказывать, то трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа. Если не умеет различать звуки на слух – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Когда у ребёнка не развиты пальчики, возникнут проблемы с почерком, трудно будет, вообще, научится писать. Если малыш не умеет обобщать предметы, ориентироваться в пространстве – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой. И, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Таким образом, задача учителя-дефектолога – помочь ребёнку вовремя преодолеть все возникающие трудности, иначе, они будут мешать успешному обучению в школе.
Если ваш ребёнок будет посещать занятия учителя-дефектолога, знайте, что плохую речь нельзя исправить за 1-2 занятия. Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Так что, уважаемые родители, нам с вами потребуется терпение, время и совместные усилия.
Что можно порекомендовать на ближайшие 4 месяца, которые отделяют вашего ребёнка от школы?
- Развивайте у детей мелкую моторику рук. Доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Для развития мелкой моторики рекомендуется расстёгивание и застёгивание пуговиц, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, плетение из ниток, завязывание узелков, лепка из теста, шнуровка, вырезание, рисование, штриховка, работа с мозаикой, конструктором. Можно проводить самомассаж кистей и пальцев рук с использованием сухого бассейна. Для создания сухого бассейна необходимо взять небольшую глубокую миску. Миску заполнить сухим горохом, погружая руки в бассейн, сжимать и разжимать пальчики. Можно опускать в бассейн мелкие игрушки и просить ребёнка, перемешав крупу, доставать их. Такие задания полезны вдвойне, т. к. развивая мускулатуру пальцев, мы стимулируем и развиваем речь ребёнка.
- Чаще общайтесь с ребёнком, говорите с ним по дороге в д/сад и обратно. Обращайте его внимание на окружающее, на изменения в природе, на природные явления. Читайте детям сказки и рассказы, задавайте вопросы по тексту, чтобы выяснить, насколько они поняли содержание, попросите рассказать, как запомнили.
- Будьте образцом речи для ребёнка. Речь отца, матери и всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребёнок. Родители – вы первые учителя родного языка для своего ребёнка! Семья – первая школа! Дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Часто дети говорят так, как говорят домашние. Выслушивайте ребёнка внимательно. Говорите и отвечайте на все его вопросы спокойно, неторопливо, чётко, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова. Дети чутки к интонации. Каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить выразительно. Не употребляйте слишком длинных фраз и незнакомых слов. Всё это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
Рекомендации учителя-дефектолога
родителям детей с речевыми проблемами
- Покажите ребёнка детскому психиатру, невропатологу, учителю- дефектологу.
- Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.
- Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
- Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.
- Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
- Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
- Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
- Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
- Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
- Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
- Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
- Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
- Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.
Уважаемые родители!
Если у Вашего ребенка есть нарушения речи, учитель-дефектолог:
—поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию;
—отметит, какие есть отклонения в говорении, понимании, общении;
—установит, какие стороны речи и психической деятельности необходимо развивать и корректировать.