Полезная информация

Рекомендации по выбору будущей профессии для учащихся 9-х, 11-х классов

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

  1.  Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать. 
  2.  Составь себе общую (обзорную) ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.
  3.  Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
  4.  Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.

5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.

6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента. 

  1.  Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
  2.  Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья. 
  3.  Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.
  4.  Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей. 
  5.  Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.
  6.  Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.

Совершая выбор будущей профессиональной деятельности, нужно обязательно учитывать факторы формулы выбора профессии: «хочу – могу – надо».

«Хочу» – определение своих профессиональных интересов и склонностей.

«Могу» – профессиональные качества, которые определяют возможности, уровень знаний, психологические особенности, способности человека, состояние здоровья. Здесь важно понимать, что человеческие ресурсы безграничны, и если у вас нет таланта в какой-то сфере, но очень хочется заниматься именно этим, то, приложив способности можно развить, работая над собой. Особенно полезно посещать определенные занятия профориентационного характера, такие как семинары, кружки, экскурсии, собрания, беседы, где подскажут и помогут выработать необходимые навыки, научат быстро ориентироваться в постоянно изменяющемся рынке труда, выработать определенные навыки.

«Надо» – потребности на рынке труда определенных профессий: какие из них перспективные, какая оплата труда по выбранной специальности, социально-экономические проблемы конкретного региона, где планируется трудоустройство, ведь кроме желания и возможностей есть еще и условия, которые от нас могут совершенно не зависеть, но мы можем вполне зависеть от них.

10 ОШИБОК ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

  1. Не относись к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. 

В любой сфере деятельности происходит закономерная смена занятий, специальностей, должностей, мест работы по мере роста квалификации человека. 

  1.  Не путай должность, профессию и специальность. 

Например, главный врач - это должность, врач - профессия, стоматолог - специальность. 
3. Не выбирай профессию по ее внешним признакам. 

Всегда старайся глубже узнать содержание профессии, существенные стороны повседневного труда профессионала. 

4. Не поддавайся предрассудкам относительно той или иной профессии. 

Мода на профессии постоянно изменяется, сегодня oдни профессии престижны, завтра - другие. Но мода на профессии не всегда успевает за изменениями рынка труда. 

  1.  Не переноси свое отношение к человеку - представителю той или иной профессии - на саму профессию. 

Симпатичные или несимпатичные личные качества конкретного человека не всегда являются профессионально важными для той или иной профессии. 

6. Не отождествляй учебные предметы и профессии. 

Мир профессий значительно шире, чем это можно себе представить, основываясь на перечне школьных предметов. 

  1.  Не выбирай профессию «за компанию», под влиянием товарищей. 

Одежду и обувь мы покупаем по своему размеру, а не то, что подходит друзьям. Поступай так же с выбором своей профессии. 

  1.  Не выбирай профессию, не разобравшись в своих личных качествах. 

Очень важно знать свои интересы, склонности, способности, уровень знаний и подготовленности. 
9. Не выбирай профессию, не оценив своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. 

Многие профессии предъявляют особые требования к состоянию здоровья, а некоторые профессии противопоказаны (не рекомендуются) при тех или иных особенностях организма, отклонениях в состоянии здоровья. 

10. Не выбирай профессию, не узнав основных правил, действий и их порядка при решении задачи о выборе профессии. 

Если не знаешь, как решить задачу выбора профессии, обратись за помощью к специалисту-профконсультанту.

 

СЕМЬ ШАГОВ К ВЗВЕШЕННОМУ РЕШЕНИЮ

1. Составить список подходящих профессий
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят. 
2. Составить перечень требований выбираемой профессии
Составьте список своих требований: 
выбираемая профессия и будущий род занятий; 
выбираемая профессия и жизненные ценности; 
выбираемая профессия и жизненные цели; 
выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; 
выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; 
желательный уровень профессиональной подготовки; 
выбираемая профессия и мои склонности и способности; 
желательные содержание, характер и условия работы. 
3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать. 
4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. 
5. Подсчитать и проанализировать результаты 
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам. 
6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом. 
7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. 

свернуть

Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам

Национальный институт образования во исполнение поручения Министерства образования Республики Беларусь направляет вопросы к вступительным испытаниям по учебным предметам «Математика», «Всемирная история», «История Беларуси», «Обществоведение», «География», «Биология», «Физика», «Химия», «Беларуская лiтаратура», «Русская литература».

 

Пытанні да ўступных экзаменаў ва ўстановы вышэйшай адукацыі па вучэбным прадмеце «Беларуская літаратура»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Биология»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Всемирная история»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «География»

 

Вопросы к вступительному экзамену в учреждения высшего образования по учебному предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «История Беларуси»

 

Вопросы к вступительным испытаниям в учреждения высшего образования по учебному предмету «Математика»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Обществоведение»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Русская литература»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Физика»

 

Вопросы к вступительным экзаменам в учреждения высшего образования по учебному предмету «Химия»

 

Источник:https://edu.gov.by/abiturientu-2024/tselevoy-nabor/voprosy-k-vstupitelnym-ekzamenam-po-tselevym-dogovoram/

свернуть

Шаг в профессию

На портале размещено тестирование, которое включает: профориентацию, профотбор, комплексное тестирование.

https://gsz.gov.by/popr/

свернуть

СПИСОК ПТУЗов И ССУЗов

ВСЁ, ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ЦЕЛЕВОМ НАПРАВЛЕНИИ

5 ПРИЧИН ВЫБРАТЬ АГРАРНУЮ ПРОФЕССИЮ

поделиться в: