Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования "Средняя школа №16 г.Полоцка"
Половая неприкосновенность несовершеннолетних
Оперативная обстановка по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних за 6 месяцев 2023 года свидетельствует о снижении подростковой преступности.
За 6 месяцев 2023 года несовершеннолетними совершено 4 Г преступления по статьям: 214 ч.2, 339 ч,2, 167 ч.З, 205 ч.1 УК РБ, в 2022 году несовершеннолетними в Полоцком регионе было совершено преступлений.
Увеличилось количество общественно опасных деянии, совершенных малолетними до достижения возраста наступления уголовной ответственности.
За 6 месяцев 2023 потерпевшими от различного рода преступлений 1 признано 30 несовершеннолетних, 7 подростков стали жертвами сексуального насилия.
Анализ преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних показал, что на территории Полоцкого района 7 лицами совершено 7 преступлений.
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Беларуси.
К преступлениям против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних относятся:
•изнасилование заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, Зет. 166 УК);
•насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетнего, малолетнего (ч. 2, 3 ст. 167 УК);
•половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 168 УК);
•развратные действия (ст. 169 УК),
•понуждение к действиям сексуального характера заведомого несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 170 УК) и др.
Сексуальное насилие причиняет непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей!!!
Жертвой сексуального насилия может стать любой ребёнок, не зависимо от социального статуса семьи, но чаще — это послушные и доверчивые дети, либо замкнутые, запущенные, одинокие ребята «ненужные» сроим родителям; дети, стремящиеся казаться взрослыми.
Жертвой сексуальных домогательств ребенок может стать не только на улице, в подъезде, учреждении образования, но и дома.
В большинстве случаях преступником становится родственник ребенка, отец, отчим или близко знакомый ему человек.
Дом без насилия
С 03.04.2023 по 08.04.2023 в государственном учреждении образования «Средняя школа №16 г. Полоцка» проводились мероприятия в рамках республиканской акции «Дом без насилия» с целью предупреждения насилия в семьях учащихся и преступлений против половой неприкосновенности несовршеннолетних.
03.04.2023 оформлен тематический стенд «Дом без насилия» в фойе школы, размещена информация о проведении акции на сайте учреждения образования. Для классных руководителей осуществлена методическая рассылка по профилактике насилия для работы с семьями учащихся.
04.04.2023 с учащимися 5-11 классов проведена акция «Тебе помогут. Телефоны доверия», в ходе которой учащиеся повторно ознакомлены с телефонами доверия и горячих линий.
05.04.2023 организовано выступление главного специалиста ЦДП «Откровение» Ловейко Т.П. для классных руководителей по теме «Роль классного руководителя в выявлении домашнего насилия в отношении несовершеннолетних».
06.04.2023 проведено онлайн-информирование родителей «Ребенок не слушается. Что делать?», в рамках которого родители ознакомлены с правилами предъявления требований к ребенку. В аккаунте инстаграм учреждения образования размещена ссылка на доступ к книге «Самое важное о поведении ребенка с незнакомцами на улице».
06.04.2023, 07.04.2023 организован просмотр видеороликов по профилактике насилия с учащимися в рамках классных часов.
08.04.2023 проведено занятие с элементами тренинга «Умей сказать НЕТ» с учащимися 5-х классов, в ходе которого учащиеся ознакомлены с понятием «групповое давление», с правилами отказа в ситуации группового давления, а также с признаками манипуляций.
В течении недели проводилось первичное анонимное анкетирование по выявлению признаков насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, организованы консультационные пункты для родителей «Ненасильственные методы воздействия» и учащихся «Мой дом – моя крепость».
Таким образом, в ходе недели «Дом без насилия» педагоги повторно ознакомлены с видами и признаками насилия, учащиеся – с телефонами доверия и возможностями получения необходимой помощи, законные представители – с методами ненасильственного воздействия в процессе воспитания.
На базе ГУО «Средняя школа №16 г. Полоцка» реализуется областной алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних. В рамках реализации данного алгоритма в учреждении образования проводится диагностическая и профилактическая работа.
В учреждении образования блокируется доступ к Интернет-ресурсам, содержащим информацию деструктивной направленности, а также обеспечивается контроль за эффективным использованием поддерживаемых Интернет-ресурсов. Инженер-программист учреждения образования отслеживает информацию деструктивной направленности и в случае обнаружения блокирует.
На базе школы проводятся различные информационно-просветительские, профилактические, культурные, спортивные и иные мероприятия, в том числе по предупреждению преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. В течение 2022/2023 учебного года проведены следующие мероприятия:
- информационная акция «Единый день безопасности» с учащимися 1-11 классов (22.09.2022);
- инструктаж с классными руководителями, воспитателями групп продленного дня по проведению с обучающимися предварительных мероприятий разъяснительного и профилактического характера, а также по использованию социально-педагогического инструментария для проведения диагностического обследования по профилактике и выявлению насилия, жестокого обращения с детьми, неудовлетворения жизненных потребностей, использования родителями непедагогических мер воздействия (27.09.2022);
- при проведении семинара-практикума «Изучение особенностей семейного воспитания» классные руководители ознакомлены с признаками насилия, которые можно выявить при посещении семьи (30.09.2022, 31.11.2022);
- диагностическое обследование учащихся 1-11 классов, направленное на выявление насилия, жестокого обращения с детьми, неудовлетворения жизненных потребностей, использования родителями непедагогических мер воздействия (ноябрь, март);
- с учащимися 5-х классов проведен открытый диалог «Безопасность в сети», с просмотром видео ролика, где были освещены вопросы общения с незнакомыми людьми, при общении с незнакомцами (24.10.2022,25.10.2022);
- групповые консультации с учащимися 5-х классов «Моя безопасность», направленная на актуализацию знаний учащихся о видах и признаках насилия (11.10.2022 – 5 «Г», 17.10.2022 – 5 «Д», 5 «Е»);
- онлайн-информирование законных представителей 1-11 классов «Ненасильственные методы воспитания» (19.11.2022);
- групповые беседы с учащимися 5-х классов «Правило нижнего белья», направленные на профилактику преступлений против половой неприкосновенности (21.11.2022 – 5 «В», 22.11.2022 – 5 «Б»);
- онлайн-информирование законных представителей учащихся 1-6 классов «Самое важное о поведении ребенка с незнакомцами»;
- акция для учащихся 1-6 классов «Просить о помощи НЕ РАВНО ябеда» (24.11.2022);
- открытый диалог с учащимися 5 классов «Безопасность в сети» (24.10.2022 – 5 «Б», 5 «Д», 25.10.2022 – 5 «А», 5 «Г», 5 «Е»);
- с учащимися: занятия с элементами тренинга «Конфликты в семье и не только» (5 «А» – 19.12.2022, 5 «Б» – 22.12.2022, 9 «А» – 16.12.2022, 9 «Б» – 06.12.2022, 9 «Е» – 10.12.2022, 9 «Г» – 14.12), «Секреты общения» (5 «Г» – 05.12.2022, 5 «В» – 05.12.2022, 5 «Б» – 08.12.2022, 5 «А» – 09.12.2022, 5 «Д» – 12.12.2022), «Стоп, гнев!» (7 «А» – 07.12.2022), «Взаимная поддержка» (по профилактике буллинга) (7 «Е» – 20.02.2023, 10 «А», 10 «Б» – 22.02.2023, 8 «Д» – 23.02.2023, 5 «Б» – 09.02.2023, 5 «Г» – 13.02.2023, 5 «Е» – 23.02.2023), «Если в школе буллинг» (6 «Б» – 19.04.2023, 6 «Г» – 20.04.2023), классные и информационные часы, направленные на ознакомление учащихся с видами и признаками насилия (февраль), профилактические беседы «Не ходи туда. Вписка, флет, рейв» (9 «А» – 10.02.2023, 9 «В», 9 «Д» – 13.02.2023, 9 «Е», 8 «В», 9 «В» – 17.02.2023, 8 «Г» – 21.02.2023, 8 «Д» – 22.02.2023, 7 «Г» – 24.02.2023, 8 «А» – 06.03.2023, 8 «Г» – 07.03.2023, 10 «Б» – 09.03.2023, 11 «Б» – 06.04.2023, 7 «А» – 11.04.2023), «Буллинг: причины и последствия» (6 «А» – 28.02.2023); «Планета толерантности» (9 «Д», 9 «Е» - 15.05.2023); Насилие в подростковой среде» (7 «А», 7 «Б» - 16.05.2023, 8 «Г», 8 «Б» - 23.05.2023); «Мир без насилия» (6 «Г», 6 «Е» - 18.05.2023), «Гендер в нашей жизни» (7 классы – 19.05.2023, 8 «Е» - 25.05..2023);
– устный журнал с учащимися подученных категорий «Лето. Правила нашей безопасности» (12.05.2023);
– диалог с учащимися 9-х классов «Правила личной безопасности: как не стать жертвой» (13.05.2023);
– с педагогами: онлайн-информирование «Бесконфликтное общение» (21.12.2022), инструктаж классных руководителей и воспитателей групп продленного дня по проведению с обучающимися предварительных мероприятий разъяснительного и профилактического характера, а также по использованию социально-педагогического инструментария для проведения диагностического обследования по профилактике и выявлению насилия, жестокого обращения с детьми неудовлетворения жизненных потребностей, использования родителями непедагогических методов воспитания (февраль), семинар-практикум «Ненасильственные методы воздействия» (23.02.2023), семинар-практикум для педагогов «Вовремя заметить – значит спасти» (21.04.2023), консультации «Конфликты в системе учитель-учащийся» (март);
– с законными представителями: консультирование «Как завоевать авторитет ребенка» (декабрь), «Профилактика конфликтов в детско-родительской среде» (декабрь), «Эффективные способы воспитания подростка» (март), онлайн-информирование «Детско-родительские взаимоотношения» (15.04.2023), заседание Родительского университета «Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка» (II классы, 25.02.2023), занятие с элементами тренинга «Безусловное принятие ребенка» (26.04.2023), вебинар «Буллинг и кибербуллинг в детской среде» (18.04.2023), онлайн-информирование «Что нужно знать о незнакомцах» (08.04.2023).
Классные руководители включают информацию по вопросам предупреждения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми, правил безопасного поведения в интернет-пространстве, по обучению обучающихся правовым знаниям, половой грамотности в содержание классных и информационных часов. Также классными руководителями проводится мониторинг социальных сетей учащихся 5-11 классов 1 раз в четверть, а также заполняется карта структурированного наблюдения каждое полугодие.
В учреждении образования проводятся общешкольные родительские собрания по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации с привлечением сотрудников отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отдела внутренних дел Полоцкого РОВД, прокуратуры Полоцкого района, медицинских работников ГУЗ «Полоцкая центральная городская больница», психологов, валеологов Центра дружественного подросткам «Откровение», специалистов ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района».
На официальном сайте и стендах учреждения образования регулярно обновляется и поддерживается актуальная информация для родителей и учителей по профилактике преступлений против половой неприкосновенности: памятка для учащихся младших классов «Как избежать опасности?»; памятка для учащихся 5-8 классов «Как уберечь себя от опасности?»; памятка для учащихся 9-11 классов «Правила личной безопасности»; памятки для педагогов «Насилие в семье»; «Как по внешним признакам распознать ребенка, переживающего насилие?»; памятки для родителей «Самое ценное, что у нас есть – это наши дети», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Моя безопасность в моих руках», в которых указана информация по данной тематике с указанием сведений о номерах телефонов доверия.
Взаимодействие с государственными и иными учреждениями, организациями по вопросам профилактики, выявления насилия, жестокого обращения с детьми, преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, сопровождения детей, ставших жертвами насилия, жестокого обращения за 2022/2023:
Дата |
Представитель |
Тема |
Класс |
15.09.2022 |
Новиков В.В., оперуполномоченный ОНиПТП Полоцкого РОВД |
Беседа «Половая неприкосновенность» |
7 |
29.11.2022 |
Мышленок Ю.М., заведующая женской консультацией УЗ «ПЦГБ» |
Профилактическая беседа «Половая неприкосновенность» Профилактика ВИЧ-инфекции |
9,10 |
29.11.2022 |
Ловейко Т.П., главный специалист ЦДП «Откровение» |
Занятие с элементами тренинга «Больше знаешь – меньше риск» |
9 «Е», 9 «Г» |
15.09.2023 26.01.2023 |
Орехова С.Ю. Начальник ИДН Полоцкого РОВД Алиев Э.М. УИ Полоцкого РОВД |
Выступление «Меры безопасности поведения несовершеннолетних в социальных сетях Интернет, с целью предупреждения сексуального насилия» |
8,9 |
09.02.2023 |
Булгакова Л.Л., Матери против наркотиков |
Занятие «Твоя жизнь – твой выбор» |
9 |
17.02.2023 |
Новиков В.В., оперуполномоченный ОНиПТП Полоцкого РОВД
|
Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних |
8,9,10,11 |
05.04.2023 |
Ловейко Т.П., главный специалист ЦДП «Откровение» |
Выступление «Роль классного руководителя в выявлении домашнего насилия в отношении несовершеннолетних» |
Классные руководители |
25.04.2023 |
Ловейко Т.П., главный специалист ЦДП «Откровение» |
Выступление перед педагогами «Выявление насилия. собрании. Профилактика преступлений против половой неприкосновенности» |
Педагоги |
05.05.2023 |
Ловейко Т.П., главный специалист ЦДП «Откровение» |
Диспут «Половая неприкосновенность. Профилактика насилия» |
10 |
13.06.2023 |
Ловейко Т.П., главный специалист ЦДП «Откровение» |
Интерактивное занятие «Половая неприкосновенность» |
Школьный лагерь |
ПЛАН мероприятий государственного учреждения образования «Средняя школа №16 г. Полоцка» по профилактике насилия и жестокого обращения на 2023 год/2024 год.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные |
1. |
Реализация областного Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних |
постоянно |
Педагогический коллектив |
2. |
Блокировка в учреждении образования доступа к Интернет-ресурсам, содержащим информацию деструктивной направленности, и обеспечение контроля за эффективным использованием поддерживаемых Интернет-ресурсов |
постоянно |
Борисевич Н.Е., заместитель директора по воспитательной работе Вальвачёва Н.В., инженер -программист |
3. |
Изучение особенностей семейного воспитания учащихся 1-11 классов |
До 1 ноября (1, 5, 10 классы, вновь прибывшие) До 1 января (остальные) |
Педагоги социальные, педагоги-психологи, классные руководители |
4. |
Разъяснение информации о видах и признаках насилия, о службах по оказанию помощи и защите несовершеннолетних на классных часах либо других формах работы |
До 1 октября, до 1 марта |
Классные руководители |
5. |
Проведение информационно-просветительских, профилактических, культурных, спортивных и иных мероприятий, в том числе по предупреждению преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних |
в течение года |
Педагоги социальные, педагоги-психологи, классные руководители |
6. |
Включение в классные и информационные часы вопросов предупреждения насилия и жестокого обращения, преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних, вопросов личной безопасности при общении с незнакомыми людьми, правил безопасного поведения в интернет-пространстве, по обучению обучающихся правовым знаниям, половой грамотности |
в течение года |
Классные руководители |
7. |
Функционирование в учреждении образования консультационных пунктов, семейных клубов, гостиных и других форм работы по оказанию консультационной психологической помощи, в том числе в шестой школьный день |
в течение года |
Педагоги-психологи, педагоги социальные, Борисевич Н.Е, заместитель директора по воспитательной работе |
8. |
Проведение общешкольных родительских собраний по защите несовершеннолетний от насилия с привлечением сотрудников отделения по наркоконтролю и противодействию торговле людьми отдела внутренних дел Полоцкого РОВД, прокуратуры Полоцкого района, медицинских работников ГУЗ «Полоцкая центральная городская больница», психологов, валеологов Центра дружественного подросткам «Откровение», специалистов ГУО «Социально-педагогический центр Полоцкого района» |
в течение года |
Педагоги-психологи, педагоги социальные, Борисевич Н.Е, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
9. |
Проведение среди учащихся 1-11 классов первичного анонимного социально-педагогического анкетирования, направленного на изучение обстановки в семьях по выявлению детей, пострадавших от насилия, жестокого обращения, неудовлетворения жизненных потребностей, использования родителями непедагогических методов воспитания, а также заполнения карты наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия |
март-апрель, сентябрь-октябрь |
Педагоги-психологи |
10. |
Размещение и поддержание в актуальном состоянии на информационных стендах и интернет-сайтах управления по образованию и учреждений образования сведений о номерах телефонов доверия, общенациональных «горячих» линий для пострадавших от домашнего насилия, телефонов оказания экстренной психологической помощи |
|
Борисевич Н.Е., заместитель директора по воспитательной работе Вальвачёва Н.В., инженер -программист |
11. |
Рассмотрение вопросов профилактики и предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних на Заседание Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
ноябрь |
Педагоги-психологи, классные руководители, Борисевич Н.Е, заместитель директора по воспитательной работе |
12. |
Участие в республиканской профилактической акции «Дом без насилия» |
апрель |
Педагоги-психологи, педагоги социальные, Борисевич Н.Е, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители |
Памятка по профилактике преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения, и данный тезис не требует особых доказательств.
Вред, причиненный ребенку в результате насильственных преступлений, приводит к отклонениям в нравственном и психофизическом развитии несовершеннолетних и представляет угрозу для его будущего.
Результативность предупреждения и профилактики преступлений против половой свободы несовершеннолетних весьма сильно осложняется множеством обстоятельств, среди них:
- особенности организма несовершеннолетних – их психология и физиология. Дети зачастую просто не в состоянии осознать, что над ними было совершено насилие, либо скрывают это всеми возможными способами, боясь отрицательной реакции со стороны родителей и других близких лиц.
-прямая зависимость потерпевших несовершеннолетних от преступника. Субъекты преступления в этом случае могут выступать блокирующем фактором - использовать все возможные средства для того, чтобы о преступлении никто не узнал.
Сексуальное насилие - любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции. Это:
Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детьми, проституция.
Следует отметить, что уголовные дела данной категории являются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством делами публичного обвинения, т.е. возбуждаются независимо от наличия заявления потерпевшей (потерпевшего) и не подлежат прекращению в случае примирения сторон.
В уголовном законодательстве данные виды преступлений выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».
Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 УК Республики Беларусь и других.
Статья 166. Изнасилование
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.
наказываются лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет.
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.
Статья 169. Развратные действия
наказываются арестом или лишением свободы на срок от одного года до трех лет.
наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Большинство родителей, педагогов и психологов боятся обсуждать тему сексуального насилия больше, чем жертва. В беседах с детьми они не задают правильные вопросы на эту тему, а иногда и не слышат, когда они намекают им о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как жертва нуждается в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи.
Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера
Статья 171. Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией
Примечание. Под использованием занятия проституцией понимается извлечение лицом материальной или иной выгоды от добровольного оказания другим лицом за вознаграждение услуг сексуального характера (половое сношение, мужеложство, лесбиянство и иные действия сексуального характера).
Статья 171-1. Вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией
ГЛАВА 30
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Статья 343. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера
Статья 343-1. Изготовление и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с изображением несовершеннолетнего
Признаки сексуального насилия у детей и подростков
Физические признаки:
Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).
Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.
Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.
Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:
Изменения в поведении:
Изменения в выражении сексуальности ребенка:
Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:
Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:
Изменения самосознания ребенка:
Появление невротических и психосоматических симптомов:
Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Остановитесь! Оглянитесь!
Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи…
Профилактика преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
АЛГОРИТМ
информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних
Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее - ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования.
Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.
Выделяют несколько основных форм насилия: физическое,сексуальное, психическое.
Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.
Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.
Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.
Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.
Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.
Педагогическим работникам - в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:
Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:
их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);
очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.
Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются: неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;
несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;
противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;
обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего; отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;
неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;
обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.
Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.
Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:
информация, поступившая от ребенка;
информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего; информация, поступившая от работников учреждений образования; информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;
информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;
информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.
Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношениинесовершеннолетних
При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:
незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;
поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;
незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.
Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:
осуществляют изучение и анализ поступившей информации; в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.
В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.
При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования.
Памятка по безопасному поведению для несовершеннолетних
СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Предвидеть опасность!
По возможности избегать ее!
При необходимости - действовать!
Памятка для родителей «Сохранение половой неприкосновенности»
Что должен знать и уметь ребенок:
- уметь не только отказывать незнакомому взрослому, если тот предлагает куда-то с ним пойти, но и привлекать внимание прохожих, если такая ситуация возникает;
- ребенок должен понимать, что его тело принадлежит только ему, и он имеет полное право сказать «нет» любому взрослому, отказать в прикосновении кому бы то ни было – другу, учителю, дяде, отчиму;
- ребенок должен быть уверен, что ему не угрожает наказание, осмеяние, что вы не будете его ругать, если он пожалуется на слишком навязчивое внимание друга семьи или нападение на улице по дороге из школы;
- внушите своему отпрыску, что он не виноват в том, что вызывает нездоровый интерес какого-то взрослого, что существуют способы избавиться от такого интереса (часто педофилы запугивают маленькую жертву или стыдят ее, но могут отступить, если встречают открытое сопротивление ребенка.
Методические рекомендации по своевременному выявлению и информированию специалистами учреждений образования о фактах насилия в отношении несовершеннолетних
Основным документом, защищающим права детей, является «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года). Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. В основу содержания деятельности по социально-правовой защите детей от жестокого обращения могут быть положены следующие положения Конвенции по защите прав детей:
— право ребенка на уровень жизни, необходимый для гармоничного развития (ст. 6, 17, 27-31);
— ответственность родителей, лиц их заменяющих за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст.3, 5, 18, 26);
— право ребенка на защиту от всех форм насилия (ст.16, 19, 32-37).
Половая свобода и половая неприкосновенность являются составной частью конституционно-правового статуса личности и гарантируются Конституцией Республики Беларусь.
Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В нее входят: комиссии по делам несовершеннолетних, органы государственного управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по труду и социальной защите, органы государственного управления здравоохранением, органы государственной службы занятости, органы внутренних дел, иные органы, учреждения и организации, в пределах своей компетенции осуществляющие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и иными актами законодательства.
Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель взаимного информирования – раннее выявление и профилактика случаев насилия с несовершеннолетними, своевременное оказание социально-правовой, медико-психологической помощи, обеспечение безопасности жизнедеятельности несовершеннолетних, подвергшихся насилию, повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимых форм помощи различными субъектами системы профилактики в сфере их компетенции.
Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени.
Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Поводом для вмешательства специалистов и изучения ситуации в семье может быть:
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
1.5. Изменения самосознания ребенка
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
2.1. Что делать, если насилие обнаружено в учреждении образования или в ином социальном учреждении
а) поддержке и обеспечению спокойствия пострадавшего ребенка;
б) гарантии безопасности различным причастным лицам;
в) прекращению обстоятельств, при которых происходит сексуальное насилие;
г) выявлению того, каким образом вести разговоры с насильником и каким образом принимать к насильнику меры;
д) ставить или не ставить в известность других детей из учреждения о случившемся, и каким образом это сделать;
е) как вести себя с прессой (ставить ли в известность, как вести разговор, если СМИ узнали об этом);
ж) обеспечению поддержки привлеченных к делу специалистов; созданию продуманного плана действий по постановке в известность о случившемся различных причастных лиц.
Поскольку после обнаружения случая сексуального насилия складывается довольно сложная ситуация, рекомендуется использовать поэтапный план, включающий в себя вышеназванные и другие необходимые пункты. Составляя поэтапный план, учреждение фиксирует на бумаге договоренности и руководство к действиям. Среди всего прочего подобный план включает ответственных за выполнение мероприятий плана.
2.2. Чего не стоит делать
2.3. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком
При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо:
— педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;
—руководителю учреждения образования — незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;
-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо: совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего.
Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно изъять ребенка из семьи.
— обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;
— при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;
— в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.
Памятка по безопасному поведению для несовершеннослетних
СЛЕДУЙ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Предвидеть опасность!
По возможности избегать ее!
При необходимости - действовать!
Памятка для родителей по половой неприкосновенности несовершеннолетних
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков.
Почему именно дети становятся жертвами преступлений? Потому что дети доверчивы и беспечны! А преступник может подобрать нужный ключик к любому ребенку.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо:
объяснить ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
если у ребенка появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
стать для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями; серьезно воспринять рассказ о совершенном в отношении него насилии со стороны знакомых, родственников;
поддерживать отношения с друзьями детей и их родителями;
не отпускать ребенка на улицу одного (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается);
знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет;
обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации.
Памятки для родителей по вопросам половой неприкосновенности детей
Уважаемые родители!
Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы - самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».
«Правило пяти «нельзя».
Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.
Нельзя садиться в чужую машину.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»
Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.
Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.
Как понять, что ребенок или подросток подвергался сексуальному насилию?
Вялость, апатия, пренебрежение к своему внешнему виду;
Постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, общее снижение настроения;
Уход от контактов, изоляция от друзей и близких или поиск контакта с целью найти сочувствие и понимание;
Нарушение умственных процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания), снижение качества выполняемой учебной работы;
Отсутствие целей и планов на будущее;
Чувство мотивированной или немотивированной тревожности, страха, отчаяния;
Пессимистическая оценка своих достижений;
Неуверенность в себе, снижение самооценки.
Проблемы со сном, кошмары, страх перед засыпанием.
Головные боли, боли в желудке, соматические симптомы.
Повышенная агрессивность и (или) высокая активность (гиперактивность).
Постоянная тревога по поводу возможной опасности или беспокойство по поводу безопасности любимых людей.
Признаки, связанные со здоровьем: повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы; следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер; наличие заболевания, передающегося половым путем, недержание кала ("пачкание одежды"), энурез, беременность.
Нежелание общения и неучастие в играх и любимых занятиях.
Перечисленные проблемы могут появиться в школе, дома либо в любой знакомой обстановке, когда ребенок или подросток видит или слышит о насилии.
Поддержите ребенка или подростка в трудной ситуации.
Исцеление начинается с общения. Заботливый взрослый — самый лучший фактор, который поможет ребенку чувствовать себя в безопасности.
Разрешите ребенку рассказывать. Это помогает сказать о жестокости в их жизни взрослому, которому дети доверяют.
Дайте простое и ясное объяснение страшным происшествиям. Малыши чувствуют иначе, чем взрослые. Они не понимают истинных причин жестокости и часто обвиняют себя.
Формируйте самооценку детей. Дети, живущие в атмосфере насилия, нуждаются в ежедневном напоминании, что они любимы, умны и важны.
Обучайте альтернативе жестокости. Помогите детям решать проблемы и не играть в жестокие игры.
Решайте все проблемы без жестокости, проявляя уважение к детям.
Педофилия в последнее время стала серьезной проблемой. Поэтому надо принять все меры, чтобы защитить хотя бы собственных детей. Как уберечь ребенка от беды? От педофила может пострадать как девочка, так и мальчик. Пол ребенка для него не имеет большого значения.
Жертвой может стать любой ребенок, однако, есть дети, которые попадают в руки насильника чаще, чем другие.
Как ни странно, это послушные дети. У них, как правило, строгие родители, внушающие, что «старшие всегда правы», «ты еще мал, чтоб иметь свое мнение», «главное для тебя - слушаться взрослых». Таким детям педофил предлагает пойти с ним, они не могут ему отказать.
Доверчивые дети. Педофил может предложить вместе поискать убежавшего котенка, поиграть у него дома в новую компьютерную игру.
Замкнутые, заброшенные, одинокие ребята. Это не обязательно дети бомжей и пьяниц, просто их родители заняты зарабатыванием денег, и между ними нет теплых, откровенных отношений. За взрослым человеком, оказавшим такому ребенку внимание, он может пойти куда угодно.
Дети, стремящиеся казаться взрослыми. Девочка, которая красит губы, носит сережки, рано становится на каблуки; мальчик с дорогими часами или престижным мобильным телефоном скорее привлечет внимание педофила. Преступник воспринимает это как послание: хочу испытывать то же, что и взрослые.
Подростки, родители которых пуритански настроены. Вместо того, чтобы помочь ребенку справиться с пробудившейся сексуальностью, они осуждают и наказывают его. «Дядя», который поможет сбросить напряжение, становится «лучшим другом».
Дети, испытывающие интерес к «блатной» романтике. Бесконечные сериалы про бандитов наводят ребенка на мысль, что настоящие мужчины - это те, которые сидят в тюрьме. Такие ребята могут сами искать себе'' друзей из уголовного мира.
Педофилия – страшное явление, но еще хуже, когда детей насилуют близкие родственники. Тогда жизнь превращается в настоящий кошмар. Подобные «семейные» преступления, как правило, растянуты во времени и раскрываются лишь тогда, когда дети решаются на крайние меры: пытаются покончить с собой, убегают из дома. Дети обычно скрывают эти страшные факты потому, что подсознательно считают себя виновными в происходящем. Совратитель уверяет, что тебя перестанут любить, если узнают о случившемся.
Часто дети не могут самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации. Что же делать в случаях, когда насилие происходит в семье? Прежде всего, надо помнить, что у ребенка есть права, которые защищаются законом! Любой ребенок может обратиться в милицию, Следственный комитет, прокуратуру, к Уполномоченному по правам ребенка.
Это важно помнить родителям! Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против своей воли. Если Ваш ребенок говорит о нездоровом интересе к нему Вашего мужа (сожителя), прислушайтесь к его словам, поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним. Если же отношения зашли слишком далеко, расстаньтесь с этим человеком, ведь нет ничего дороже счастья собственного ребенка.
Если Вы заметили странность в поведении ребенка, поговорите с ним о том, что его беспокоит.
В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.
Что вы можете сделать, чтоб обезопасить своих детей.
Не оставляйте на улице маленького ребенка без присмотра. Если ваши дети школьного возраста, пусть они всегда сообщают, где и с кем проводят время. - Запретите ребенку гулять в опасных местах, дружить с ребятами, склонными к бродяжничеству, пропуску уроков.
Объясните ребенку правила поведения, когда он остается один на улице либо дома;
Расскажите ребёнку, сто если у него появилось хотя бы малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или его что-то насторожило, то лучше отойти от него, либо остановиться и пропустить этого человека вперед;
Необходимо знать, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, на какие сайты в Интернете чаще всего заходит, для того чтобы исключить просмотр фильмов сексуальными сценами и сценами насилия, исключить возможность общения Вашего ребенка с педофилом через Интернет. Обязательно контролировать время, которое ребенок проводит в Интернете, будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети.
Будьте внимательны к мужчинам, бесцельно прогуливающимся около подъезда, по школьному двору, возле забора детского сада. Сообщите об этом в полицию. Иногда достаточно участковому проверить документы, как потенциальный преступник исчезает из района. Злоумышленник может находиться за рулем автомобиля, он паркует машину около школы и наблюдает за детьми. Если вы заметили подозрительную машину, запишите номер, запомните ее цвет, марку, зафиксируйте в памяти внешность водителя или пассажира. Сообщите об этом директору школы.
Предложите ребенку возвращаться с уроков, из кружков и секций в компании одноклассников, если нет возможности встречать его лично. - Поддерживайте контакт с воспитателем детского сада, учителем, психологом в детских учреждениях с целью предотвращения совершения насильственных преступлений в отношении Вашего ребенка.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения. Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ХОЧЕТ, чтобы его ребенок стал жертвой насильственных преступлений. Соблюдая правила безопасности, ваш ребенок сможет принять самое правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ
Настораживающие признаки
Любое проявление насилия в отношениях между взрослыми оказывает негативные последствия на детей.
Обратитесь за помощью как можно раньше.
Чем дольше продолжается насилие, тем более опасны его последствия.
Как действовать
Сообщите о случаях насилия, совершенных в отношении вас или кого-либо другого, в милицию или на местный телефон доверия.
Если вы подозреваете, что насилие совершается в отношении вашего ребенка, поговорите с ним об этом.
Если необходимо, обратитесь за помощью к социальным педагогам или психологам школы/социально- педагогического центра.
Что говорить
Детям требуется время, чтобы они смогли говорить о своих чувствах по поводу совершенного насилия.
Ребенок должен знать, что это не его вина и что такой вид отношений является неприемлемым.
Профилактика
Родитель, совершивший насилие, может проявить ответственность и обратиться за помощью, чтобы больше подобного не совершать.
Очень важно демонстрировать положительный пример для детей, чтобы они перенимали позитивный тип поведения.
Дети, которые часто видят насилие в семье, перенимают модель поведения, основанную на применении насилия.
Домашнее насилие может иметь для детей серьезные и долгосрочные последствия.
Часто в ситуации домашнего насилия также имеет место и жестокое обращение ( ребенком.
Дети часто винят самих себя в происходящей ситуации домашнего насилия.
Злоупотребление алкоголем тесно связано с домашним насилием.
По статистике, каждая четвертая женщина может подвергнуться домашнему насилию в тот или иной период своей жизни.
В ситуации домашнего насилия беременные женщины оказываются наиболее уязвимыми.
Домашнее насилие является преступлением и серьезной социальной проблемой, оказывающей влияние на многие семьи. В 90% известных случаев домашнего насилия дети находились в момент совершения насилия либо в той же, либо в соседней комнате. В подавляющем большинстве случаев насилие совершается мужчинами, а жертвами становятся женщины и дети, хотя есть факты, когда жертвами становились мужчины.
Последствия для ребенка, ставшего очевидцем ситуации насилия в семье, могут быть самые разные. Но можно с уверенностью утверждать, что дети все видят и слышат и хорошо знают о происходящем в семье.
Дети перенимают модели поведения, которые им демонстрируют родители. Наблюдая насилие в семье, ребенок перенимает неверные модели взаимоотношений в семье и с окружающими.
Например:
Многие не могут понять, почему люди остаются или возвращаются в дом, где совершается насилие. Совокупность нескольких факторов, таких как страх, любовь, риск стать бездомным и финансовая зависимость, часто не дают им уйти, а некоторые пытаются настоять на своем и заставить уйти человека, совершающего насилие.
Краткосрочные последствия:
Даже непродолжительная ситуация домашнего насилия может иметь для ребенка серьезные последствия: ребенок может испытать сильный испуг, замкнуться в себе, начать мочиться в постель, он может убежать из дома, стать агрессивным, у него могут наблюдаться поведенческие проблемы, ухудшение успеваемости в школе, может снизиться концентрация внимания и развиться эмоциональная неустойчивость.
Долгосрочные последствия:
Чем дольше ребенок живет в ситуации насилия в семье, тем более пагубными могут быть последствия:
Если вас беспокоит ситуация домашнего насилия, найдите человека, с которым вы можете об этом поговорить.
Если вы сами склонны к агрессии и насилию, вы также можете обратиться за помощью в соответствующие учреждения и организации, чтобы прекратить свое опасное поведение.
Если вы подвергаетесь насилию - помните, что вы не одни. В Беларуси существует много организаций и специалистов, которые могут вам помочь. Вы можете сообщить о случаях домашнего насилия в территориальный центр социального обслуживания населения, милицию, где ваша информация послужит ценным свидетельством в будущем для предъявления обвинений лицу, совершившему насилие.
Вы можете обратиться в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела по факту совершения насилия.