Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования "Средняя школа №16 г.Полоцка"
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №16 г. Полоцка»
Родительское собрание
ШКОЛА БЕРЕЖЛИВОСТИ
Составила: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Е.А.Прохорова
Цели и задачи:
способствовать грамотности родителей по вопросам энергосбережения;
создавать условия для формирования культуры энергосбережения у учащихся и их родителей;
воспитывать активную жизненную позицию в области энергосбережения;
способствовать сплочению семей, укреплению связи семьи и школы.
Форма проведения: родительский всеобуч, работа в группах
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, листы для работы в группах.
Ход собрания
«Земля может удовлетворить потребность,
но не жадность людей».
Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий,освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.В республике в течение последних пятнадцати лет значительно активизировалась работа в сфере энергосбережения и оптимизации топливно-энергетического баланса.
Энергосбережение - это что такое?
Сегодня в современном мире энергосбережение – это неотъемлемая часть жизни цивилизованного общества. Это и забота о здоровье, и экономия денег, и комфорт проживания. Но одна из самых главных (глобальных) характеристик энергосбережения – это защита окружающей среды от негативных воздействий
Энергосбережение - это любая активность, направленная на уменьшение объема использования энергетических ресурсов без ущерба для основной функции их применения
1.Родителям предлагается, по группам, написать ,на листах бумаги, какие виды энергии они знают.
2.Работа в группах. Защита
.
Вручение памяток бережливых родителей
Приложение 1
Энергия (от греч. energeie - действие, деятельность) представляет собой общую количественную меру движения и взаимодействия всех видов материи. Это способность к совершению работы, а работа совершается тогда, когда на объект действует физическая сила (давление или гравитация). Работа- это энергия в действии.
Во всех механизмах при совершении работы энергия переходит из одного вида в другой. Но при этом нельзя получить энергии одного вида больше, чем другого, при любых ее превращениях, т. к. это противоречит закону сохранения энергии.
Различают следующие виды энергии: механическая; электрическая; тепловая; магнитная; атомная.
Электрическая энергия является одним из совершенных видов энергии. Её широкое использование обусловлено следующими факторами:
- получением в больших количествах вблизи месторождения ресурсов и водных источников;
- возможностью транспортировки на дальние расстояния с относительно небольшими потерями;
- способностью трансформации в другие виды энергии: механическую, химическую, тепловую, световую;
- отсутствием загрязнения окружающей среды;
- внедрением на основе электроэнергии принципиально новых прогрессивных технологических процессов с высокой степенью автоматизации.
Тепловая энергия широко используется на современных производствах и в быту в виде энергии пара, горячей воды, продуктов сгорания топлива.
Преобразование первичной энергии во вторичную, в частности, в электрическую, осуществляется на станциях, которые в своем названии содержат указания на то, какой вид первичной энергии преобразуется на них в электрическую:
- на тепловой электрической станции (ТЭС) - тепловая;
- гидроэлектростанции (ГЭС) - механическая (энергия движения воды);
- гидроаккумулирующей станции (ГАЭС) - механическая (энергия движения предварительно наполненной в искусственном водоеме воды);
- атомной электростанции (АЭС) - атомная (энергия ядерного топлива);
- приливной электростанции (ПЭС) - приливов.
В Республике Беларусь более 95 % энергии вырабатывается на ТЭС, которые по назначению делятся на два типа:
- конденсационные тепловые электростанции (КЭС), предназначенные для выработки только электрической энергии;
- теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), на которых осуществляется комбинированное производство электрической и тепловой энергии
Приложение 3
СОЛНЦЕ
Солнце - неисчерпаемый источник энергии - ежесекундно дает Земле 80 триллионов киловатт, то есть в несколько тысяч раз больше, чем все электростанции мира. Нужно только уметь пользоваться им. Всего за три дня Солнце посылает на Землю столько энергии, сколько ее содержится во всех разведанных запасах ископаемых топлив, а за 1 с – 170 млрд. Дж. Большую часть этой энергии рассеивает или поглощает атмосфера, особенно облака, и только треть ее достигает земной поверхности. Вся энергия, испускаемая Солнцем, больше той ее части, которую получает Земля, в 5000000000 раз. Но даже такая «ничтожная» величина в 1600 раз больше энергии, которую дают все остальные источники, вместе взятые. Солнечная энергия, падающая на поверхность одного озера, эквивалентна мощности крупной электростанции. Хотя солнечная энергия и бесплатна, получение электричества из нее не всегда достаточно дешево. Поэтому специалисты непрерывно стремятся усовершенствовать солнечные элементы и сделать их эффективнее. Новый рекорд в этом отношении принадлежит Центру прогрессивных технологий компании “Боинг”. Созданный там солнечный элемент преобразует в электроэнергию 37 процентов попавшего на него солнечного света.
.
ВОДОРОД
Топливные элементы были изобретены еще в начале XIX века. В 60-е годы прошлого века НАСА использовало их для получения чистой энергии в космосе. Но только в прошедшем десятилетии удалось создать топливные элементы таких размеров, которые позволили бы устанавливать их в легковых автомобилях. Теоретически, водород можно было бы получать из воды, используя для этого энергию солнца или ветра. Однако, даже при самых оптимистических прогнозах, связанных с совершенствованием таких технологий, затраты на производство электроэнергии, необходимой для разделения молекул воды на молекулы водорода и кислорода в настоящее время чрезвычайно велики. Поэтому первые установки для крупномасштабного производства водорода будут, по всей видимости, вырабатывать его из традиционных видов топлива. . Основной проблемой, связанной с производством водорода по старым технологиям, является то, что при этом образуется двуокись углерода, которую нельзя выбрасывать в атмосферу. Существует, однако, альтернативный метод – закачивать углекислый газ под землю.
ВЕТЕР
На первый взгляд ветер кажется одним из самых доступных и возобновляемых источников энергии. В отличие от Солнца он может “работать” зимой и летом, днем и ночью, на севере и на юге. Но ветер - это очень рассеянный энергоресурс. Природа не создала “месторождения” ветров и не пустила их, подобно рекам, по руслам. Ветровая энергия практически всегда “размазана” по огромным территориям. Основные параметры ветра - скорость и направление - меняются подчас очень быстро и непредсказуемо, что делает его менее “надежным”, чем Солнце. Таким образом, встают две проблемы, которые необходимо решить для полноценного использования энергии ветра. Во-первых, это возможность “ловить” кинетическую энергию ветра с максимальной площади. Во-вторых, еще важнее добиться равномерности, постоянства ветрового потока. Вторая проблема пока решается с трудом. Существуют интересные разработки по созданию принципиально новых механизмов для преобразования энергии ветра в электрическую. Одна из таких установок (патент РФ № 1783144) порождает искусственный сверхураган внутри себя при скорости ветра в 5 м/с!
Ветровые двигатели не загрязняют окружающую среду, но они очень громоздкие и шумные. Чтобы производить с их помощью много электроэнергии, необходимы огромные пространства земли. Лучше всего они работают там, где дуют сильные ветры. И тем не менее всего одна электростанция, работающая на ископаемом топливе, может заменить по количеству полученной энергии тысячи ветряных турбин Ветровые двигатели не загрязняют окружающую среду, но они очень громоздкие и шумные. Чтобы производить с их помощью много электроэнергии, необходимы огромные пространства земли. Лучше всего они работают там, где дуют сильные ветры. И тем не менее всего одна электростанция, работающая на ископаемом топливе, может заменить по количеству полученной энергии тысячи ветряных турбин
Внутренние воды.
Реки. Многие тысячелетия верно служит человеку энергия, заключенная в текущей воде. Запасы ее на Земле колоссальны. Преимущества гидроэлектростанций очевидны – постоянно возобновляемый самой природой запас энергии, простота эксплуатации, отсутствие загрязнения окружающей среды. Да и опыт постройки и эксплуатации водяных колес мог бы оказать немалую помощь гидроэнергетикам. пока людям служит лишь небольшая часть гидроэнергетического потенциала земли. Ежегодно огромные потоки воды, образовавшиеся от дождей и таяния снегов, стекают в моря неиспользованными. Если бы удалось задержать их с помощью плотин, человечество получило бы дополнительно колоссальное количество энергии
Мировой океан
Следует заметить, что использование источников альтернативных, возобновляемых видов энергии может достаточно эффективно снизить процент выбросов в атмосферу вредных веществ, то есть в какой-то степени решить одну из важных экологических проблем. Энергия моря может с полным основанием быть причисленной к таким источникам.В Мировом Океане скрыты колоссальные запасы энергии.
Приливы.
Сегодня мы достоверно знаем, что могучее природное явление – ритмичное движение морских вод вызывают силы притяжения Луны и Солнца. Поскольку Солнце находится от Земли в 400 раз дальше, гораздо меньшая масса Луны действует на земные поды вдвое сильнее, чем масса Солнца. Самые высокие и сильные приливные волны возникают в мелких и узких заливах или устьях рек, впадающих в моря и океаны. Приливная волна Индийского океана катится против течения Ганга на расстояние 250 км от его устья. Приливная волна Атлантического океана распространяется на 900 км вверх по Амазонке. В закрытых морях, например Черном или Средиземном, возникают малые приливные волны высотой 50-70 см. Приливы. Сегодня мы достоверно знаем, что могучее природное явление – ритмичное движение морских вод вызывают силы притяжения Луны и Солнца. Поскольку Солнце находится от Земли в 400 раз дальше, гораздо меньшая масса Луны действует на земные поды вдвое сильнее, чем масса Солнца. Самые высокие и сильные приливные волны возникают в мелких и узких заливах или устьях рек, впадающих в моря и океаны. Приливная волна Индийского океана катится против течения Ганга на расстояние 250 км от его устья. Приливная волна Атлантического океана распространяется на 900 км вверх по Амазонке. В закрытых морях, например Черном или Средиземном, возникают малые приливные волны высотой 50-70 см. Волны.
Использование энергии движения волн может дать гораздо больший эффект, чем приливно-отливная энергия. Энергия Океанских Течений .Неисчерпаемые запасы кинетической энергии морских течений, накопленные в океанах и морях, можно превращать в механическую и электрическую энергию с помощью турбин, погруженных в воду (подобно ветряным мельницам, «погруженным» в атмосферу). Важнейшее и самое известное морское течение – Гольфстрим. Его основная часть проходит через Флоридский пролив между полуостровом Флорида и Багамскими островами. Тепловая энергия океана . Известно, что запасы энергии в Мировом океане колоссальны, ведь две трети земной поверхности (361 млн. км2) занимают моря и океаны – акватория Тихого океана составляет 180 млн. км2. Атлантического – 93 млн. км2, Индийского – 75 млн. км2. Так, тепловая (внутренняя) энергия, соответствующая перегреву поверхностных вод океана по сравнению с донными, скажем, на 20 градусов, имеет величину порядка 1026 Дж. Кинетическая энергия океанских течений оценивается величиной порядка 1018 Дж. Однако пока что люди умеют использовать лишь ничтожные доли этой энергии
ЗЕМЛЯ.
Гидротермальные системы. К категории гидротермальных конвективных систем относят подземные бассейны пара или горячей воды, которые выходят на поверхность земли, образуя гейзеры, сернистые грязевые озера и фумаролы. Образование таких систем связано с наличием источника теплоты горячен или расплавленной скальной породой, расположенной относительно близко к поверхности земли. 2.Тепло от горячих горных пород в земной коре тоже может генерировать электричество. Через пробуренные в горной породе скважины вниз накачивается холодная вода, а в вверх поднимается образованный из воды пар, который вращает турбину. Такой вид энергии называется геотермальной энергией. 3. Горячие системы вулканического происхождения. Ко второму типу геотермальных ресурсов (горячие системы вулканического происхождения) относятся магма и непроницаемые горячие сухие породы (зоны застывшей породы вокруг магмы и покрывающие ее скальные породы). Получение геотермальной энергии непосредственно из магмы пока технически неосуществимо. Технология, необходимая для использования энергии горячих сухих пород, только начинает разрабатываться
ОТХОДЫ
Одним из наиболее необычных видов использования отходов человеческой деятельности является получение электроэнергии из мусора. Проблема городских свалок стала одной из наиболее актуальных проблем современных мегаполисов. Но, оказывается, их можно еще использовать для производства электроэнергии. Не стоит ли и нам задуматься над проблемой вторичного использования мусора? При наличии эффективной технологии мы могли бы сократить количество мусорных “курганов”, а заодно значительно пополнить и восполнить запасы энергии, благо “дефицита сырья” для ее производства не предвидится
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №16 г. Полоцка»
Интерактивный классный час с участием родителей
«Надо каждому уметь электричество беречь»
Подготовила учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Лагош Е.В.
г. Полоцк, 2017 год
Цели и задачи:
Раскрыть ценность энергии и необходимость бережного отношения к ней.
Расширить знания учащихся об энергосбережении через создание памятки бережливого человека.
Развивать творческие и познавательные способности учащихся. Воспитывать культуру потребления энергии в повседневной жизни. Побудить желание учащихся и их родителей активно беречь энергию в быту.
Ход занятия:
Учитель:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались по очень важному делу. Нам предстоит разобраться, что такое ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ. Стоит ли этим заниматься? Как это можно делать?
Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются,
И природой нам они
Даром не даются
Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Энергосбережения!
Как вы понимаете сама слово «энергосбережение»? (ответы детей)
Верно, сбережение или экономия энергии. А что такое энергия?
Энергия-это сила, приводящая в движение.
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это.....ЭЛЕКТРИЧЕСТВО!
Электрическая энергия приходит к нам по проводам. А с ней приходит движение, тепло, комфорт. Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки, изображая электрическую цепь. Я передам свою энергию и тепло своему соседу, слегка пожав ему руку, и вы по кругу, передадите своё тепло друзьям. (проводится игра)
Давайте спросим у наших взрослых, что создано руками человека и приводится в движение, благодаря энергии?
Ответы родителей:
Благодаря энергии в наших домах есть свет.
Есть горячая вода, которую нагревают при помощи электроэнергии.
Есть тепло, потому что дома обогревает горячая вода.
Работает лифт, поднимающий нас на верхние этажи.
Мы пользуемся различными электроприборами: холодильником, телевизором, утюгом, пылесосом, стиральной машиной, компьютером, миксером, кондиционером. Наши телефоны, планшеты тоже требуют подзарядки электричества.
Учитель:
Потребление энергии непрерывно растет. Разница между человеком каменного века и современным человеком огромна, особенно в использовании энергии. Сначала это была мускульная энергия, затем дрова, вода, ветер, потом уголь, нефть, газ. Великим достижением человеческой мысли стала ядерная энергия. Она только развивается, только набирает силу. Пещерный человек потреблял около 1% того количества энергии, которую потребляет современный житель Земли. Значит, на Земле стало больше энергии? Нет! Она стала более доступна, но её не стало больше, чем раньше. Когда-то запасы таких источников энергии, как уголь, нефть и газ, на земле считались неисчерпаемыми. Сегодня же достоверно известно, что ископаемого топлива хватит людям от силы ещё лет на 100-150.
Наш современный мир целиком зависит от энергии. Она требуется для любой нашей деятельности, любых машин и приборов.
Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества.
Сейчас уже очень многие понимают, что если мы сегодня не начнем разумно потреблять ресурсы - воду, энергию и т.д. то в ближайшем будущем нас ждут трудные времена.
Каждый из нас может беречь энергию, или, другими словами, расходовать энергию более разумно. Это и называется “энергосбережение”. Экономить энергию должно все человечество и каждый человек в отдельности.
А говорить об энергосбережении мы будем играя. Для этого разделимся на команды и повторим правила работы в группе.
Правила работы в группе:
1.Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая!
Итак, начинаем учиться экономить!
Отгадайте загадку: Провела я солнце
сквозь моё оконце,
к потолку повесила-
сразу стало весело!(лампочка)
Давайте придумаем, как можно беречь энергию, потребляемую на освещение. Постараемся угадать советы нашей гостьи Лампочки.
(Дети предлагают ответы, на доске появляются угаданные советы. За каждый верный ответ команды получают жетоны. Родители дополняют ответы детей. За полученные знания от взрослых командам даются жетоны другого вида):
Ответы детей:
Поменять лампочки на энергосберегающие. Выключать свет, выходя из комнаты. Применять местные светильники, когда нет необходимости в общем освещении комнаты. Содержать оконные стёкла и плафоны ламп в чистоте. Оклеивать стены светлыми обоями. Окна завешивать светлыми шторами.
Учитель:
Наиболее энергоэффективной является светодиодная лампа. Преимущества перед другими типами ламп: длительный срок службы, экономичное использование электроэнергии, безопасность использования, незначительное тепловыделение.
Молодцы! Мы поднялись на первую ступеньку лестницы Знаний, на вершине которой нас ждёт наша гостья Лампочка.
А теперь задание Капельки: Угадайте правила бережного отношения к воде.
Ответы детей:
Чистить зубы при закрытом кране. Ополаскивать рот водой, набранной в стакан. Мыться экономнее под душем. Установить счётчики для учёта воды. При мытье посуды не открывать кран на всю мощь и сразу выключать воду, когда отходишь от раковины.
Учитель:
Молодцы, ребята! Поднимаемся на вторую ступеньку лестницы Знаний. В благодарность за ваше старание, Капелька подарила нам кроссворд. Давайте его разгадаем!
1.Озеро, обладающее самым большим запасом пресной воды в мире. (Байкал)
2.Вода на греческом языке (аква)
3.Проглатываемая в каком-либо количестве жидкость (питьё)
4.Прибор учета расхода воды (счетчик)
5.Падение с крыш, с дерева тающего снега каплями (капель)
6.Проникновение жидкости куда-либо (через пробоину в корабле) (течь)
7.Из него течет горячая и холодная вода (кран)
8.Королева рек, морей, озёр и океанов (вода)
(По горизонтали получится слово КАПЕЛЬКА)
Учитель:
А вот и новое задание. Как беречь тепло в доме?
Ответы детей:
Оклеивать окна в холодное время года. Держать под контролем проветривание квартиры. Расставлять мебель в квартире так, чтобы она не загораживала отопительные системы. Не оставлять входные двери открытыми. Закрывать за собой дверь подъезда.
Учитель:
По оценкам специалистов, 40 % потерь тепла происходит через окна. Их дополнительная тепловая изоляция или замена на современные стеклопакеты может повысить температуру в помещении на 4-5°С, что позволит сократить затраты на дополнительное отопление. Чтобы привести окна в порядок, не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.
Вы отлично справились с третьим заданием и поднялись на третью ступеньку. Пора отдохнуть!
Физкультминутка:
Учитель:
Чтобы подняться на новую ступеньку, нужно выработать правила обращения с электроприборами. А назвать нужные нам предметы помогут загадки:
В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать!(Утюг)
Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор)
Полюбуйся, посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму Привезли из магазина. (Холодильник)
Через поле и лесок Подается голосок. Он бежит по проводам Скажешь здесь —
А слышно — там. (Телефон)
На кухне рад он вам помочь,
Как помогает маме дочь:
Продукты измельчает,
Их крошит и взбивает.
Вот свежий сок, фруктовый плов —
И легкий завтрак вам готов. (Кухонный комбайн)
С ним вволю можно поиграть
И дома целый мир познать,
И с другом быть наедине,
И быть работником в стране. (Компьютер)
В руке волшебный аппарат,
Волшебно клавиши горят.
Лишь палец клавиши коснется,
Тотчас кто нужен отзовется. (Мобильный телефон)
Существо живет в квартире,
Нет его чудесней в мире,
Потому что до сих пор
Ест оно лишь пыль да сор. (Пылесос)
Ответы детей:
Не держать долго открытой дверь холодильника. Охлаждать продукты до комнатной температуры, прежде, чем ставить их в холодильник. Не ставить холодильник около плиты или батареи. Бельё надо гладить слегка влажным. Утюг можно выключить незадолго до конца глажения. Кипятить в электрочайнике столько воды, сколько хотите использовать. Не оставлять включенными электроприборы, выходя из дома. Не оставлять на ночь электроприборы, включенными в сеть.
Учитель:
Замечательно! Мы покорили четвёртую ступеньку к волшебной двери Знаний. Осталось только закрепить полученные знания, постараться применять их в жизни и делиться ими с другими людьми.
Давайте подсчитаем, много ли жетонов вы заработали за ваши знания? А сколько интересного и не менее важного узнали от взрослых? Какой же вывод мы можем сделать из всего этого?
1-й ученик:
Нужно всем научиться,
Проявив терпение,
Энергосбережению!
2 ученик:
Дома, в школе, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Часто можно слышать речь:
«Как энергию сберечь?»
3 ученик:
И вопрос этот непраздный.
В будний день и даже в праздник,
Как наряды часовых,
Трубы станций тепловых
Круглый год под небом серым
Дым пускают в атмосферу:
Службу станции несут-
Свет, тепло стране дают.
1 ученик:
Но они сжигают газ.
В недрах нет его у нас,
В поле тоже не родится-
К нам идёт из-за границы.
И конечно же, понятно,
Что приходит не бесплатно.
Денег тех на целый год
Хватит, чтоб кормить народ.
2 ученик:
Существует правило
Совершенно правильное:
Только там народ богат,
Где энергию хранят,
Где во всём царит расчёт
И всему известен счёт.
3 ученик:
Для успеха много значит,
Чтоб учёт воды горячей,
Электричества, тепла
Каждая семья вела.
Чтоб не капало из крана,
Не текла рекою ванна,
Чтобы делом стал совет:
«Уходя, гасите свет!»
1 ученик:
Чтоб снижать теплопотери,
Уплотняйте окна, двери,
Одевайте стены, трубы
«В синтетические шубы».
2 ученик:
В результате меры эти
Отразятся на бюджете.
Коль не капает из крана,
Больше купят вам бананов!
Не горит ненужный свет-
Получай ещё конфет!
3 ученик:
А в масштабе государства?
Сахар, рис, металл, лекарства
К нам придут из-за границы,
Школы новые, больницы
Вырастут на удивленье
За энергосбереженье.
1 ученик:
Чтобы был эффект побольше,
Каждый это делать должен.
Дома, в школе, на работе,
Ферме, фабрике, заводе
Надо «дружно приналечь»
И энергию сберечь.
Учитель:
А что же нам ответят наши родители?
Родители:
Возможность для энергосбережения есть в каждом доме, в каждой квартире, в каждой семье.
Энергосберегающие мероприятия действительно позволяют экономить энергию, энергетические ресурсы, являются ключом к повышению уровня жизни, сохранению окружающей среды. Эти мероприятия не требуют материальных затрат и зависят только от личной осведомлённости и заинтересованности людей.
Энергосбережение можно считать новым источником энергии.
(Всем участникам мероприятия дарятся Памятки по энергосбережению в быту.)
Учитель:
Давайте снова все вместе возьмёмся за руки, отправим по нашим рукам-проводам тепло нашего желания быть бережливыми, подарим друг другу улыбку.
Памятка.
Способы энергосбережения в быту:
Работают они гораздо дольше и потребляют при этом в 4–5 раз меньше
энергии.
материалы отражают до семидесяти-восьмидесяти процентов света.
Периодически чистите лампы, плафоны от пыли и грязи.
нагревательных устройств, следите за тем, чтобы вокруг них всегда было
пространство для циркуляции воздуха, иначе они начинают потреблять больше энергии.
снизить потребление электроэнергии в среднем до 300 кВтч в год.
Кипятите в электрическом чайнике столько воды, сколько хотите
использовать.
заполненный мешок для сбора пыли ухудшает всасывание на 40%.
конфорок электроплит.
электросети и в электроприборах.
Государственное учреждение образования
« Средняя школа № 16 г. Полоцка »
Классный час с родителями
« Умеешь ли ты экономить электроэнергию»
Путешествие в город Энергоград
Подготовила
Ядевич Светлана Викторовна
Учитель начальных классов
Цель: создать условия для привлечения внимания учащихся и родителей к проблеме использования энергии, экономии энергоресурсов, охране окружающей среды.
Задачи: способствовать получению учащимися и родителями объективной информации об энергии, источникам энергии и роли в жизни человека, правила экономического использования энергоресурсов;
Познакомить с элементарными способами и средствами энергосбережения;
способствовать развитию чувства ответственности за свои действия;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: компьютер, картинки электроприборов, задания для команд,
макеты лампочек разного цвета.
Ход занятия:
На доске стихотворение: Не лейте понапрасну воду,
И зря не жгите свет и газ.
Давайте сохраним природу для тех,
Кто будет после нас!
Инсценировка: сын и мама
Сын сидит в кресле и читает газету: В нашей стране увеличились расходы на электроэнергию, топливо и газ. Необходимо уделить внимание бережному отношению энергоресурсов, использованию энергосберегающих лампочек, экономному использованию тепла и газа в квартире. Мама, а как это сделать?
Мама: А про это , сынок, нам расскажут в школе.
Учитель: Правильно. Сегодня, уважаемые родители и дети, мы отправимся в путешествие по городу Энергоград и узнаем ответы на все эти вопросы.
Класс делится на 2 команды вместе с присутствующими родителями.
1 задание: отгадайте загадки:
Очень строгий контролёр. Со стены глядит в упор.
Смотрит, не моргает.
Стоит только свет зажечь иль включить в
розетку печь
Все на ус мотает. (электросчётчик)
Сообщения детей об этом приборе, его необходимости.
Загадка для 2 команды:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я
Кто я такая?
Сообщения детей о воде в квартире, использовании в домашних условиях.
2 задание: кроссворд для 2 команд, ответы по очереди:
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (телевизор).
Из дали в даль протянуты,
По ним течёт, но не вода
А ток, что в лампочке горит
И в телефоне говорит
А это трубы – ( провода)
По этажам
Дом развозит горожан.
Кто на кнопочку нажал
Дом к тому и побежал. ( лифт )
Вверх и вниз людей несёт. ( эскалатор)
И не думай грушу кушать
Светится, как солнце
Уронишь – разобьётся! ( лампочка )
Не могу поговорить. ( телефон)
3 задание . Составьте советы для экономии электроэнергии.
( на больших листах маркерами записывают правила экономии)
Примеры советов: а) Уходя из дома, гасите свет.
б) Следите за тем, чтобы свет горел только в тех помещениях, где вы находитесь.
в) Включайте бытовую технику только тогда, когда это необходимо.
г) Используйте энергосберегающие лампочки.
д) Экономьте воду, краны не должны протекать.
е) Обязательно установите счётчики учёта газа и воды.
4 задание. Игра « Найди пару»: из частей соберите предложение
- Осенью надо утеплить ( все окна, балконы и двери);
- Не забывайте закрывать (двери в подъезде);
- Не держите форточки ( постоянно открытыми);
- Ночью задёргивайте шторы (чтобы дополнительно удержать тепло);
- Чтобы тепло свободно проходило в квартиру ( отставьте диваны и столы от батарей);
5 задание: Расшифруйте девиз нашего мероприятия с помощью цифр и алфавита;
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
2 21 5 30 2 6 18 6 8 13 10 3 29 14
Учитель: Вот и подошло наше путешествие в Энергоград. Мы много говорили об экономии воды, тепла и света в наших домах. И надеюсь, мы поняли главное: все должны экономить энергию не только дома, но и в школе, чтобы запасы горючих полезных ископаемых хватило на более долгие сроки. Я надеюсь, вы запомните нехитрые правила бережливости и расскажите своим друзьям и родственникам.
Рефлексия. Возьмите в руки макеты лампочек.
- Если всё, о чём мы говорили важно, то покажите – белую лампочку.
- Если вы считаете, что об энергосбережении должны думать родители, а не дети -- жёлтую лампочку.
- Если считаете, что вам не надо экономить энергоресурсы -- красную.
Спасибо родителям и детям за сотрудничество!
Государственное учреждение образования
«Средняя школа №16 г.Полоцка»
Деловая беседа с участием родителей
«Энергосбережение-дело каждого»
Подготовила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Е.А. Прохорова
Цель:
Привлечь внимание к проблемам энергосбережения , к охране окружающей среды.
Задачи:
Дать учащимся и родителям информацию об источниках энергии. Выяснить, какие способы энергосбережения существуют; какие из них мы можем использовать в школе и дома.
Способствовать воспитанию экологического сознания у детей и их родителей.. Вовлекать семьи в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению. Воспитывать культуру энергосбережения.
Ход занятия
Учитель:
-Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!
Сегодня мы поговорим об очень важной теме в нашей жизни.
Наша встреча называется «Энергосбережение-дело каждого».
Эта проблема всегда была актуальна, и особенно в настоящее время для страны, нашей школы, семьи.
Скажите, как вы представляете, что такое энергия? (ответы детей и родителей) Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть, энергия необходима для того, чтобы начать какое- либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.
Слово «ЭНЕРГИЯ» какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать!. Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Дети:
Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
-в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
-дома согревают теплоэлектросети, для работы которых тоже требуется энергия;
-скажем об освещении квартир;
-вспомним о работе разнообразных электроприборов;
-даже на работу и с работы перевозят людей машины, двигатели которых нуждаются в этом ресурсе
Учитель:
-Давайте представим, что наша школа и квартира остались без тепла, воды и электричества.Что мы будем делать? (ответы детей и родителей)
-Да,согласна, будет плохо. Нам так хочется жить с комфортом. Но за него приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов. Это очень серьёзная проблема. Но практически из любой ситуации можно найти выход.
Сегодня мы попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.
-Посмотрите на картинки (стиральная машина, пылесос, фен, холодильник)
Благодаря чему они совершают свою работу,вы узнаете из загадки:
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это… электричество.
Ученик:
Каких только чудес не творит электрическая энергия! Она добывает руду и каменный уголь, плавит металл и движет поезда,
доит коров и стрижёт овец, мелет зерно и печёт хлеб,изготавливает тетради карандаши, печатает книги и газеты, прядёт,ткёт, шьёт…
Учитель:
-Конечно, сама по себе электрическая энергия не прядёт и не шьёт, она только приводит в действие прядильные, швейные, печатные и все другие машины. А каждая из них-это своего рода машина времени: работа, на которую раньше уходил месяц, теперь выполняется за день или час, даже за одну минуту. Ну.скажите сами: разве не чудо!
Родители подготовили мини-сообщения на тему «Электричество»
Что такое электричество?
Электрическая энергия-это невидимка, её никто не видит, но с её помощью создаются почти все вещи. Электрический ток приходит в дом, но электрическому проводу-пучку тонких проволочек, одетых в резиновую рубашку и хорошо изолированных. По этим проволочкам и попадает ток в различные электроприборы. А резиновая рубашка нужна для того, чтобы электрический ток не уходил, куда не следует.
Вы, конечно, видели пробки на щитках в ваших домах. Пробки-это электрические сторожа. Если электрический ток очень накаляет
провода, может случиться пожар. Вот тут-то пробка и говорит: «Стой! Не пущу!»-и перекрывает дорогу в квартиру. Рождаясь на станциях, ток приходит в дома, на заводы, в школы, чтобы помочь человеку.
Учитель:
-Отгадайте загадку:
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша.
Висит без дела днём,
А ночью освещает дом. (лампочка)
-Когда ваши прадедушки и прабабушки были ещё меньше вас, по вечерам в домах зажигали керосиновые лампы. (показываю лампу)
Чтобы она загорелась, надо было налить в неё керосин, снять защитное стекло, зажечь фитиль и снова надеть стекло.
А до того, как керосиновые лампы стали светить всему свету, более ста лет назад, по вечерам зажигали свечи. То ли дело сейчас, щёлкнул выключателем-и комната озарилась ярким светом.
- Как вы думаете, а всегда ли мы бережно расходуем электроэнергию?
http://www.fixiki.ru/watch/11/32301/ мультик «Экономьте электроэнергию»
Сейчас послушаем советы родителей, как экономить электроэнергию дома.
Родители:
1.Использовать энергосберегающие лампочки.
2.Давать доступ дневному свету в квартиру, раздвинув занавески.
3.Выключать неиспользуемые приборы из сети.
4.Выбирать при покупке «бережливые» стиральные машины.
А сейчас я предложу всем ситуации. Если правильно поступают герои-хлопайте, если плохо- топайте.
3.Ну-ка, угадайка: Прав ли этот Знайка?
Он под лампою сидит,
Читает-слева свет горит.
4.Девочки смотрели по телевизору мультфильмы. Когда они закончились, Лена и Катя затеяли игру со своими любимыми куклами. Телевизор продолжал работать
Учитель:
-Ребята, а в школе как мы можем и должны экономить электроэнергию, я узнала из ваших ответов в анкете.
Ваши предложения были такими:
1.Выключать свет в классе во время перемены.
2.Выключать свет в кабинете, когда идём в столовую.
Молодцы, я убедилась, что вы правильно понимаете, как экономить электричество в классе. Я думаю, что и дома вы будете бережливыми и сможете убедить окружающих в важности этого дела.
А сейчас отгадайте новую загадку:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу,
Даже камень источу. (вода)
Вода из крана течёт быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров пресной воды . Как же нам сэкономить воду?
(Дети работают в группах. Каждая группа предлагает свой ответ.)
-Не забывайте выключать воду!
-Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
-Мойте посуду не под текущей струёй, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
Учитель:
- Правильно, ребята. Помня эти правила, за год можно сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра.
Экономия электроэнергии и воды- важная задача каждого из нас. Наряду с этим, мы должны знать и о сохранении тепла в школе и наших квартирах. Чтоб холодная зима не прокралась к нам в дома, Вы окошки утеплите –и в тепле себе живите. Бывает так, что зимой мы жалуемся на холод в наших домах. А что можно сделать, чтобы сохранить тепло ?
Дети:
Чтобы сохранить тепло там, где мы живём, следует:
Учитель:
Учитель:
Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.
Существует правило
Совершенно правильное
Только там народ богат,
Где энергию хранят,
Где во всём царит расчёт
И всему известен счёт.
Для успеха много значит ,
Чтоб учёт воды горячей,
Электричества, тепла
Каждая семья вела.
Чтоб не капало из крана,
Не текла рекою ванна.
Звучит музыка на мотив песни «Пока не поздно»
Рефлексия
А сейчас, ребята, прикрепите бумажную лампочку к тому острову, название которого соответствует вашему настроению. («Остров удачи», «Остров радости», « Остров грусти»)
Я свою лампочку прикреплю к «Острову радости» потому, что вы сегодня порадовали меня на уроке своим желанием быть бережливыми.
Список литературы:
1 . Школа Берегоши: Методические рекомендации для педагогов по теме «Энергосбережение» в начальных классах. — Мн.: Тэхналогія, 2001.
4.Экологический портал 2010 «Сохраним климат – начнём с простых энергетических решений
5.Бушман Л.Н. Толунова Л.А. Игнативич И. Экошкин дом. Книжка – раскраска по энергосбережению для детей и их родителей. Караганда: ОО ЦКИ «ЭкоОбраз», 2003.