ПАМЯТКА о социальных льготах инвалидов с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий. (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).
ПАМЯТКА о социальных льготах детям-инвалидам в возрасте до 18 лет. (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).
ПАМЯТКА о социальных льготах инвалидам 1 и 2 группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).
ПАМЯТКА о социальных льготах (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).
Иных категорий граждан:
Граждане, страдающие заболеваниями, входящими в специальный перечень, утверждаемый Правительством Республики Беларусь, - при амбулаторном лечении имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
Лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет:
ПАМЯТКА о социальных льготах (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).
Несовершеннолетних детей:
на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца (в течение календарного года не более одной путевки). Педагогические работники, привлекаемые для сопровождения детей, указанных в данном пункте и направляемых на санаторно-курортное лечение или оздоровление в составе организованных групп, и осуществляющие по месту пребывания детей учебно-воспитательный процесс, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения);
на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) от места жительства до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также по направлению государственных организаций здравоохранения от места жительства до места диспансерного, амбулаторного или клинического обследования (лечения) и обратно на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь;
на бесплатный проезд в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении, на внутренних линиях водного или автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения от места жительства до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также по направлению государственных организаций здравоохранения от места жительства до места диспансерного, амбулаторного или клинического обследования (лечения) и обратно на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь;
Право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) (в течение календарного года не более одной путевки) с оплатой путевки в размере 15 процентов ее стоимости имеют:
10.1. один из родителей (лицо, его заменяющее), направляющийся совместно с несовершеннолетними детьми (несовершеннолетним ребенком) по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения в санаторно-курортную организацию (отделение) для родителей с детьми;
10.2. лица, обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в дневной форме получения образования.
ПАМЯТКА о социальных льготах (в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).
Несовершеннолетних детей:
на бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) сроком до одного месяца (в течение календарного года не более одной путевки). Педагогические работники, привлекаемые для сопровождения детей, указанных в данном пункте и направляемых на санаторно-курортное лечение или оздоровление в составе организованных групп, и осуществляющие по месту пребывания детей учебно-воспитательный процесс, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения);
на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) от места жительства до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также по направлению государственных организаций здравоохранения от места жительства до места диспансерного, амбулаторного или клинического обследования (лечения) и обратно на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь;
на бесплатный проезд в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении, на внутренних линиях водного или автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения от места жительства до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также по направлению государственных организаций здравоохранения от места жительства до места диспансерного, амбулаторного или клинического обследования (лечения) и обратно на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь;
Право на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) (в течение календарного года не более одной путевки) с оплатой путевки в размере 15 процентов ее стоимости имеют:
10.1. один из родителей (лицо, его заменяющее), направляющийся совместно с несовершеннолетними детьми (несовершеннолетним ребенком) по заключению врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения в санаторно-курортную организацию (отделение) для родителей с детьми;
10.2. лица, обучающиеся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, в дневной форме получения образования.
КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА в любой ситуации
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1) опираться на его сильные стороны;
2) избегать подчеркивания промахов;
3) показать, что вы довольны поведением ребенка;
4) уметь проявлять любовь и уважение к ребенку;
5) уметь помочь ребенку разбить большое задание на более мелкие, с которыми ему легче будет справиться;
6) проводить больше времени с ребенком;
7) внести юмор в отношения с ребенком;
8) знать обо всех начинаниях ребенка;
9) уметь взаимодействовать с ребенком;
10) позволить ребенку самому решать свои детские проблемы;
11) избегать телесных наказаний;
12) принимать индивидуальность ребенка;
13) проявлять веру в ребенка;
14) демонстрировать оптимизм.
Слова поддержки:
Средства поддержки:
Слова: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т.п.
Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал, и т.н.
Прикосновения: похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его и т.д.
Профилактика семейного насилия
Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.
Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.
Что такое домашнее насилие? – это преднамеренное применение различных форм физического, сексуального, психологического и экономического насилия одним членом семьи в отношении другого, результатом которого являются телесные повреждения, эмоциональная травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
Виды насилия:
Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.
Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.
Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.
Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.
На данный момент решение проблемы домашнего насилия в Республике Беларусь регулируется следующими нормативно-правовыми документами:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по профилактике насилия в семье
Что такое адаптация?
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Адаптированный обучающийся – это обучающийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Как оказать первокласснику помощь в адаптации к школе? Утро начинается с... · Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Гораздо лучше научить его пользоваться будильником, пусть это будет его личный будильник. · Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Можно включить погромче радио. · Не надо лишний раз торопить ребёнка, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол". · Итак, ребенок встал (за час-полтора до выхода в школу), сделал утреннюю зарядку, позавтракал (завтрак обязательно должен быть горячим, и не стоит надеяться, что ребенок поест в школе...). Идем в школу... · Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности; · Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Уроки окончены, ребенок вернулся домой... · Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы (Как дела в школе? А что сегодня делали?) · Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?"). · Пришел из школы. Помните - на спаде работоспособности! Вот почему абсолютно необходимо ему сначала пообедать, отдохнуть - и ни в коем случае не садиться сразу же за уроки (а так, к сожалению, бывает часто). Отдохнуть надо бы не лежа, не у телевизора или видеомагнитофона, а на воздухе, в активных играх, в движении. · Гигиенисты считают: нормальное время прогулки для школьников младших классов - не меньше 3-3,5 часа. · А еще нередки случаи, когда родители лишают детей прогулки - в наказание за плохие оценки, плохое поведение и т. п. Худшего не придумаешь! Наказали не проступок, а самого ребенка, его завтрашнее настроение в школе! · Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки. Но это именно для детей ослабленных - есть и много таких, для кого лучшим отдыхом будет движение. · Лучшее время для приготовления уроков - 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут - перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (помните о врабатывании!), затем переходить к самым трудным. Пора спать?.. · Особенно важно для борьбы с утомлением соблюдение необходимой продолжительности ночного сна. Первокласснику необходимо спать 11,5 часа в сутки, включая 1,5 часа дневного сна. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные, "заводные" игры, не заниматься спортом, не смотреть страшные фильмы, и т.д. · Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет. Эмоциональная поддержка 1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами. 2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п. 3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя. Первая учительница... Учительница, даже самая строгая, даже не всегда справедливая, для ребенка, особенно в первое время,- "самая-самая", и ваше негативное отношение к ее требованиям только затруднит ребенку его собственное определение в статусе ученика. Критерии того, "что можно" и "что нельзя", чаще определяются учителем, поэтому не сердитесь, если в ответ на свое требование услышите: "А Софья Петровна сказала, что так нельзя". Софья Петровна - высший авторитет, перед которым меркнет даже родительский. Не огорчайтесь и запомните: парировать это замечание фразой: "Много знает твоя Софья Петровна..." или тому подобной - запрещенный прием. |
Рекомендации родителям по успешной адаптации
обучающихся 10-ых классов
1) Необходимо выяснить, какие предметы сложнее всего даются ребёнку.
2) Проанализировать вместе с подростком те замечания, которые делают педагоги в учебном процессе, чтобы как можно раньше заметить и помочь справиться с трудностями в учёбе.
3) Важно помочь десятикласснику научиться грамотно распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха.
4) Относиться к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной сферы). 5) Учитывать возросшую потребность юношеского возраста к дружескому и интимному общению (Терпимо и безревностно относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола. Помните, вы тоже были молодыми).
6) Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не позволять ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
7) Не требовать полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.
8) Сохраняйте чувство юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.
Каковы признаки успешной адаптации?
15.07.2020
Как научить детей обращаться с деньгами? Можно ли лишить ребенка денег в качестве наказания?
1. Карманные деньги. Главная цель – научить детей распоряжаться своими финансами. Если вы хотите сформировать у ребенка навык вдумчивого обращения с деньгами, то следует определить сумму, которую он будет получать раз в неделю или раз в месяц. Она должна быть неизменной и выдаваться в определенный день, как зарплата. Нужно выделить такую сумму, которую вы сможете выдавать всегда. Может быть, что впервые получив деньги, ребенок сразу же их потратит. Без ошибок невозможно формирование нужного навыка.
Платить за учебу или работу неправильно, потому что это формирует у ребенка искаженное отношение к его обязанностям. Дом – это пространство, где живут все, поэтому каждый в силу своих возможностей должен выполнять какую-то работу. Учеба должна восприниматься детьми как самостоятельная степень ответственности. Ради денег ребенок может начать получать отметки любым способом, что может воспитать в нем не совсем правильные качества.
2. Лишать карманных денег можно лишь в том случае, когда они были потрачены на что-то запрещенное, что было оговорено заранее. Свое решение можно объяснить так: «Поскольку деньгами я поощряю тебя на неблаговидные поступки, я вынужден/а на какое-то время тебя их лишить». Но в случае других проступков лучше подумать о других видах наказания. Если процесс будет хаотичным и непредсказуемым – сегодня деньги есть, завтра нет, - ребенок не сможет выстроить с ними системных взаимоотношений.
В современном мире ребенку можно открыть банковскую карточку. Детская карта привязана к родительскому счету. На нее можно установить лимит, чтобы ребенок не смог потратить больше определенной суммы в день или в неделю. Информация о списаниях приходит эсэмэской на родительский телефон. Ребенку можно дать рекомендации, как потратить деньги, обсудить расходы, но не более. Ребенок может потратить деньги на что-то ненужное. Но разве взрослые так не делают иногда? Лучше научиться анализировать свои расходы в детстве, чем во взрослом возрасте, когда сделать это намного сложнее. Решать, как тратить деньги, это тоже определенная степень личных достижений.
15.07.2020
Как помочь гиперактивному ребенку?
Сегодня все больше детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности» идут в школу. Это невнимательные, шумные ученики.
Как направить их неуемную энергию в нужное русло?
Признаки гиперактивности
В плохом – плачет до изнеможения.
Как помочь
1. Гиперактивному ребенку необходим режим дня, приближенный к школьному. Соблюдайте его и в выходные.
2. Давайте конкретные поручения: вместо фразы «сложи портфель» скажите «положи в портфель пенал, ручку, дневник».
3. Не берите его с собой в шумные магазины и большие компании, т.к. могут появиться капризы и истерики из-за истощения нервной системы.
4. Запрещайте только то, что необходимо или опасно. На мелочи закрывайте глаза.
5. Старайтесь все делать вместе: и работать по дому, и отдыхать.
6. Излишнюю активность направьте на подвижные игры и занятия спортом.
7. Помогайте ему развивать навыки самоконтроля. Например: «Прежде чем что-то сказать, посчитай до десяти».
Взрослые любят требовать много и сразу: «Не болтай ногами, сиди ровно, пиши красиво». С гиперактивным ребенком это не работает. Выберите что-то одно – то, что для вас важно исправить именно сейчас, и попросите его это сделать. Например: «Пиши красиво».
Памятка «Как сохранить здоровье»
Здоровый образ жизни традиционно связывается с культурой питания, культурой движения и культурой эмоций, а также с отсутствием вредных привычек.
Так, школьникам хронобиологи советуют лучше всего готовить уроки с 16 часов 30 минут до 18 часов. Все важнейшие дела на работе лучше решать с 10 до 12 часов утра – это время, когда «будильник» в человеке работает на полную катушку и физические возможности можно употребить на благо профессии.
Сочетание данных продуктов замедляет процесс старения, заостряет ум, удерживает в норме мышечные ткани. Каждый из этих продуктов содержит витамины, минералы, в них совсем мало соли, жиров, калорий. Однако наилучший эффект они дают во взаимодействии».
Для нормальной работы желудка и обеспечения организма витаминами желательно съедать каждый день хотя бы три из этих продуктов: яблоки, курага, чернослив, финики, изюм, орехи всех видов, семечки подсолнуха и тыквы, апельсины, мандарины, мед. Из напитков выбирайте овощные и фруктовые соки, зеленый чай.
Семейные люди живут дольше одиноких, особенно если их брак стабилен. Основанные на чувстве разделенной любви, взаимном уважении и доверии отношения супругов благотворно воздействуют на здоровье всех членов семьи. Данные разных авторов позволяют говорить, что семейное неблагополучие может стать само по себе причиной развития у членов семьи целого ряда психосоматических заболеваний (таких, например, как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и др.).
Рекомендации для поддержания положительной психологической атмосферы в семье:
Будьте здоровы и счастливы!
Как уберечь ребенка от вредного влияния компьютера
Киберпространство – это глобальное информационное пространство, в котором происходят телефонные разговоры, общение в чатах и социальных сетях, онлайн дискуссии и другие виды компьютерной связи. Интернет, который является частью этого пространства, для многих детей сегодня стал частью составляющей их жизни. Школьники пользуются им для различных целей, но в основном – для получения информации, для общения и знакомств. В пределах виртуального пространства дети вступают в такое же взаимодействие, как и в реальном мире: общаются с друзьями и сверстниками, доверяют им свои секреты и обмениваются информацией. Однако среди виртуальных друзей бывают и незнакомцы, с которыми дети в реальной жизни не встречались. Они могут оказаться злоумышленниками, и, общаясь с ними, ребенок может пострадать от насилия. Соблюдение простых правил поможет детям и их родителям обезопасить себя и своих близких при работе в Сети.
Фразы, которые следует избегать в разговоре с ребенком:
Сдашь плохо экзамены – не куплю тебе телефон!
Завалишь русский – не поедешь в поход!
Не поступишь на бюджет, забудь о новой гитаре!
Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.
Способы урегулирования конфликтов:
компромисс (уступки с обеих сторон);
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);
чувство юмора.
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов
* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия
* Не давайте ребенку несбыточных обещаний
* Не ставьте своему ребенку условий
* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка
* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе
* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом
* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями
* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов
Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!
Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией.
Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр.
Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время.
Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами.
Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.).
Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным.
Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д.
Рекомендации для родителей
Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует:
-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными.
-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей.
-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится
2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха.
3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by
Уважение!
Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.
Угрозы!
«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.
Обещания!
Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.
Опека!
Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Повиновение!
Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.
Потакание!
Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будьте последовательны!
В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Требуйте соответственно возрасту ребенка!
Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!
Прислушайтесь к своим словам!
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»
Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!
Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.
Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
И ещё пару правил…
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?
1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.
2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.
3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.
4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.
5. Не относитесь к его проблемам свысока.
6. Не унижайте!
7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!
8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.
Родителям на заметку:
У активных родителей — активные дети.
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by