Советы психолога учителям

 

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Памятка для педагогов (классных руководителей) по первичной профилактике суицидального, самоповреждающего поведения у обучающихся

Какие особенности поведения обучающегося могут насторожить педагога:

  • резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам;
  • устойчивые (в течении более 2-ух недель) проявления подавленного настроения, пониженного эмоционального фона, раздражительности;
  • любые резкие изменения в привычном поведении (например, стал неряшливым, не хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься, пропускает занятия; стал более импульсивным, эмоциональным или замкнутым);
  • прямые или косвенные заявления о желании умереть, или убить себя, или о
  • нежелании продолжать жизнь (даже если педагогу кажется, что эти заявления носят демонстративно-шантажный характер);
  • наличие рискованного поведения, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью; наличие агрессивного поведения (вербального, физического) по отношению к окружающим; наличие фактов употребления ПАВ, алкоголя;
  • наличие фактов ухода из дома.

Ситуации, наличие которых в жизни ребенка, требует повышенного внимания со стороны педагога:

  • любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная,

оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая (при этом объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка);

  • отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
  • несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
  • объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание);
  • наличие случая суицида (попытки) в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников;
  • нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, предпочтение родителями одного ребенка по отношению к другому, жестокое обращение в семье, психически больные родственники);
  • личная неудача обучающегося на фоне высокой значимости и ценности

социального успеха;

  • ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником;
  • резкое изменение социального окружения или уклада жизни (например, в результате смены места жительства).

Учитывая, что развитие суицидального, самоповреждающего поведения часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:

  • часто грустное настроение, периодический плач, чувство одиночества,

бесполезности; постоянная скука;

  • вялость, хроническая усталость, безнадежность и беспомощность;
  • снижение интересов к деятельности или снижение удовольствия от деятельности, которая раньше ребенку нравилась;
  • поглощенность темой смерти;
  • социальная изоляция и сложности во взаимоотношениях;
  • резкое снижение успеваемости, пропуски школы;
  • деструктивное (разрушительное, отклоняющееся) поведение;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения, низкая

самооценка и чувство вины;

  • повышенная чувствительность к неудачам или неадекватная реакция на похвалы и награды;
  • повышенная раздражительность, гневливость (зачастую из-за мелочей),
  • враждебность или выраженная тревога;
  • сложности концентрации внимания;
  • жалобы на значительные изменения сна и аппетита (бессонница или сонливость, физическую боль.
  • потеря аппетита или неконтролируемое обжорство).

Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие одного или двух поведенческих признаков указывает на то, что ребенку нужна помощь специалиста.

Что делать, если педагог заметил у обучающегося признаки неблагополучия:

  • Если вы увидели хоть один из признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание подростку и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию.
  • Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью.
  • Свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями.

Что еще может сделать педагог, чтобы не допустить суицидальных намерений у подростка?

  • Сохранять контакт, поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации. При этом, авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию. В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не пожалейте времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе,

ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.

  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта. Если вы классный руководитель инициируйте работу школьного психолога с классом.
  • Используйте возможности (например, классный час) для разговора о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят либо совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как планируют этого добиться, помогите представить реалистичные шаги к желаемому будущему.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач, такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно подросток

отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.

  • Вовремя обратиться к специалисту, если Вы понимаете, что у Вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

 

Низкая степень риска суицида

Средняя степень риска суицида

Высокая степень риска суицида

Отсутствие у несовершеннолетнего общих факторов риска суицида:

4.1. признаки суицидальных тенденций:

- стойкие идеи вины, систематическое самообвинение;

- творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;

- высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;

- ритуалы прощания с родными и близкими;

- резкие изменения в поведении, раздача личных вещей;

- поиск информации о способах суицида;

4.2. признаки суицидального поведения:

- самоповреждение;

- попытка суицида.

Наличие 3х факторов риска суицида:

6. Факторы риска суицида у несовершеннолетних:

- самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;

- пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;

- самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования;

- отсутствие планов на будущее;

- повышенная тревожность;

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

- снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей;

- буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками;

- начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

 

При установлении лицу низкой степени риска суицида, дальнейшие действия субъектами профилактики не предпринимаются.

Отсутствие у несовершеннолетнего общих факторов риска суицида:

4.2. признаки суицидального поведения:

- самоповреждение;

- попытка суицида.

Наличие не больше 2х общих факторов риска суицида:

4.1. признаки суицидальных тенденций:

- стойкие идеи вины, систематическое самообвинение;

- творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;

- высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;

- ритуалы прощания с родными и близкими;

- резкие изменения в поведении, раздача личных вещей;

- поиск информации о способах суицида;

Наличие больше 4х факторов риска суицида:

6. Факторы риска суицида у несовершеннолетних:

- самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;

- пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;

- самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования;

- отсутствие планов на будущее;

- повышенная тревожность;

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

- снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей;

- буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками;

- начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

При выявлении средней степени риска суицида у несовершеннолетнего – руководитель учреждения образования в течении одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях:

- получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего;

- получения психиатрической, в том числе наркологической, психотерапевтической, помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего;

- ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».

 

При выявлении средней степени риска суицида у несовершеннолетнего руководитель УО в течение одного рабочего дня направляет информацию о несовершеннолетнем с письменного согласия законного представителя, оформленного в соответствии со ст.5 Закона РБ от 07.05.2021г №99-3 «О защите персональных данных»:

- в отделы образования городских и районных исполнительных комитетов по месту обучения (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации проведения социального расследования. Работники учреждений образования после поступления информации об обучающемся со средней степенью риска суицида организуют с его согласия и (или) законного представителя психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования;

-в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую, в том числе наркологическую, психотерапевтическую, помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации этой помощи.

Отсутствие у несовершеннолетнего общих факторов риска суицида:

4.2. признаки суицидального поведения:

- самоповреждение;

- попытка суицида.

Наличие больше 2х общих факторов риска суицида:

4.1. признаки суицидальных тенденций:

- стойкие идеи вины, систематическое самообвинение;

- творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой;

- высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях;

- ритуалы прощания с родными и близкими;

- резкие изменения в поведении, раздача личных вещей;

- поиск информации о способах суицида;

Наличие 4х и более факторов риска суицида:

6. Факторы риска суицида у несовершеннолетних:

- самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей;

- пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены;

- самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования;

- отсутствие планов на будущее;

- повышенная тревожность;

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

- снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей;

- буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками;

- начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.

При установлении лицу высокой степени риска суицида – субъект профилактики безотлагательно сообщает по телефону 103 в государственную организацию здравоохранения о выявлении лица с высокой степенью риска суицида и до прибытия врача-специалиста организует наблюдение за пациентом, исключающее совершение им самоповреждений.  При установлении у лица высокой степени риска суицида необходимо провести психиатрическое освидетельствование лица врачом-специалистом с решением вопроса о госпитализации в психиатрический стационар, в том числе в принудительном порядке. При невозможности осуществления психиатрического освидетельствования врачом-специалистом должны быть приняты меры по оказанию лицу экстренной психиатрической помощи.

 

Руководитель учреждения образования при выявлении высокой степени риска суицида у несовершеннолетнего в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о необходимости прохождения им психиатрического освидетельствования врачом-специалистом с решением вопроса о госпитализации в психиатрический стационар, в том числе в принудительном порядке, и необходимости оказания несовершеннолетнему с высокой степенью риска суицида специализированной психиатрической, в том числе психотерапевтической, психологической, помощи, в том числе в экстренном порядке.

 

Руководитель учреждения образования при выявлении высокой степени риска суицида у несовершеннолетнего в течение одного рабочего дня направляет информацию о несовершеннолетнем, в том числе без письменного согласия законного представителя в соответствии со ст.6 Закона РБ от 07.05.2021г №99-3 «О защите персональных данных»:

- в отделы образования городских и районных исполнительных комитетов по месту обучения (месту пребывания) несовершеннолетнего для информирования педагога-психолога (лица его замещающего) учреждения общего среднего образования или учреждения среднего специального образования по месту обучения несовершеннолетнего для организации ему психологической помощи;

-в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую, в том числе наркологическую, психотерапевтическую, помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации этой помощи;

- в территориальный орган внутренних дел по месту жительства лица в случае установленного суицидального поведения.

 

свернуть

Актуальные листовки

Памятка для педагогов "Маркеры суицидального поведения"

подробнее...

Как по внешним признакам распознать ребёнка, переживающего насилие

подробнее...

КАК ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА в любой ситуации

подробнее...

Адаптация к 5 классу

подробнее...

Насилие в семье

подробнее...

Адаптация к школе

подробнее...

Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

подробнее...
поделиться в: