Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Полоцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования "Средняя школа №16 г.Полоцка"
Памятка для педагогов (классных руководителей) по первичной профилактике суицидального, самоповреждающего поведения у обучающихся
Какие особенности поведения обучающегося могут насторожить педагога:
Ситуации, наличие которых в жизни ребенка, требует повышенного внимания со стороны педагога:
оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая (при этом объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребёнка);
социального успеха;
Учитывая, что развитие суицидального, самоповреждающего поведения часто связано с депрессией, необходимо обращать внимание на ее типичные симптомы:
бесполезности; постоянная скука;
самооценка и чувство вины;
Не все из перечисленных симптомов могут присутствовать одновременно. Однако наличие одного или двух поведенческих признаков указывает на то, что ребенку нужна помощь специалиста.
Что делать, если педагог заметил у обучающегося признаки неблагополучия:
Что еще может сделать педагог, чтобы не допустить суицидальных намерений у подростка?
ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
Низкая степень риска суицида |
Средняя степень риска суицида |
Высокая степень риска суицида |
Отсутствие у несовершеннолетнего общих факторов риска суицида: 4.1. признаки суицидальных тенденций: - стойкие идеи вины, систематическое самообвинение; - творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой; - высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях; - ритуалы прощания с родными и близкими; - резкие изменения в поведении, раздача личных вещей; - поиск информации о способах суицида; 4.2. признаки суицидального поведения: - самоповреждение; - попытка суицида. Наличие 3х факторов риска суицида: 6. Факторы риска суицида у несовершеннолетних: - самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей; - пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены; - самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования; - отсутствие планов на будущее; - повышенная тревожность; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; - снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей; - буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками; - начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ.
При установлении лицу низкой степени риска суицида, дальнейшие действия субъектами профилактики не предпринимаются. |
Отсутствие у несовершеннолетнего общих факторов риска суицида: 4.2. признаки суицидального поведения: - самоповреждение; - попытка суицида. Наличие не больше 2х общих факторов риска суицида: 4.1. признаки суицидальных тенденций: - стойкие идеи вины, систематическое самообвинение; - творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой; - высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях; - ритуалы прощания с родными и близкими; - резкие изменения в поведении, раздача личных вещей; - поиск информации о способах суицида; Наличие больше 4х факторов риска суицида: 6. Факторы риска суицида у несовершеннолетних: - самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей; - пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены; - самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования; - отсутствие планов на будущее; - повышенная тревожность; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; - снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей; - буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками; - начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. При выявлении средней степени риска суицида у несовершеннолетнего – руководитель учреждения образования в течении одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о возможностях: - получения психологической помощи и социально-педагогической поддержки в учреждении образования по месту обучения несовершеннолетнего; - получения психиатрической, в том числе наркологической, психотерапевтической, помощи в организации здравоохранения, оказывающей указанные виды помощи, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего; - ограничения доступа к информации глобальной компьютерной сети Интернет, которая может причинить вред здоровью и развитию детей, поставщиками интернет-услуг по запросу пользователей, а также путем установления на персональный компьютер программного обеспечения с функцией «родительского контроля».
При выявлении средней степени риска суицида у несовершеннолетнего руководитель УО в течение одного рабочего дня направляет информацию о несовершеннолетнем с письменного согласия законного представителя, оформленного в соответствии со ст.5 Закона РБ от 07.05.2021г №99-3 «О защите персональных данных»: - в отделы образования городских и районных исполнительных комитетов по месту обучения (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации проведения социального расследования. Работники учреждений образования после поступления информации об обучающемся со средней степенью риска суицида организуют с его согласия и (или) законного представителя психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования; -в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую, в том числе наркологическую, психотерапевтическую, помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации этой помощи. |
Отсутствие у несовершеннолетнего общих факторов риска суицида: 4.2. признаки суицидального поведения: - самоповреждение; - попытка суицида. Наличие больше 2х общих факторов риска суицида: 4.1. признаки суицидальных тенденций: - стойкие идеи вины, систематическое самообвинение; - творчество с доминированием тематики смерти или суицида, либо появление увлечения творчеством с данной тематикой; - высказывания (прямые или косвенные) о суицидальных намерениях; - ритуалы прощания с родными и близкими; - резкие изменения в поведении, раздача личных вещей; - поиск информации о способах суицида; Наличие 4х и более факторов риска суицида: 6. Факторы риска суицида у несовершеннолетних: - самоизоляция, ограничение контактов с окружающими или их отсутствие, изоляция от семьи и друзей; - пренебрежительное отношение к своей внешности и несоблюдение правил личной гигиены; - самовольные уходы из дома, детских интернатных учреждений, организаций здравоохранения, учреждений образования; - отсутствие планов на будущее; - повышенная тревожность; - нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; - снижение успеваемости, непосещение учебных занятий в учреждениях образования без уважительной причины, в том числе частые пропуски по заявлениям законных представителей; - буллинг в учреждении образования, нарушение коммуникации со сверстниками; - начало или увеличение употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ. При установлении лицу высокой степени риска суицида – субъект профилактики безотлагательно сообщает по телефону 103 в государственную организацию здравоохранения о выявлении лица с высокой степенью риска суицида и до прибытия врача-специалиста организует наблюдение за пациентом, исключающее совершение им самоповреждений. При установлении у лица высокой степени риска суицида необходимо провести психиатрическое освидетельствование лица врачом-специалистом с решением вопроса о госпитализации в психиатрический стационар, в том числе в принудительном порядке. При невозможности осуществления психиатрического освидетельствования врачом-специалистом должны быть приняты меры по оказанию лицу экстренной психиатрической помощи.
Руководитель учреждения образования при выявлении высокой степени риска суицида у несовершеннолетнего в течение одного рабочего дня информируют законного представителя несовершеннолетнего о необходимости прохождения им психиатрического освидетельствования врачом-специалистом с решением вопроса о госпитализации в психиатрический стационар, в том числе в принудительном порядке, и необходимости оказания несовершеннолетнему с высокой степенью риска суицида специализированной психиатрической, в том числе психотерапевтической, психологической, помощи, в том числе в экстренном порядке.
Руководитель учреждения образования при выявлении высокой степени риска суицида у несовершеннолетнего в течение одного рабочего дня направляет информацию о несовершеннолетнем, в том числе без письменного согласия законного представителя в соответствии со ст.6 Закона РБ от 07.05.2021г №99-3 «О защите персональных данных»: - в отделы образования городских и районных исполнительных комитетов по месту обучения (месту пребывания) несовершеннолетнего для информирования педагога-психолога (лица его замещающего) учреждения общего среднего образования или учреждения среднего специального образования по месту обучения несовершеннолетнего для организации ему психологической помощи; -в организацию здравоохранения, оказывающую психиатрическую, в том числе наркологическую, психотерапевтическую, помощь, по месту жительства (месту пребывания) несовершеннолетнего для организации этой помощи; - в территориальный орган внутренних дел по месту жительства лица в случае установленного суицидального поведения. |