«Радуга Здоровья»

 «Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своём физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вёл здоровый образ жизни»

Г. Лихтенберг

Сохранение здоровья учащихся – ключевое направление воспитательной работы. Каков же основной путь к здоровью обучающихся в учреждениях образования? Ответ очевиден: он в воспитании культуры здоровья, в формировании убежденности каждого учащегося в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Вот почему главной целью является стремление сделать основой нового мировоззрения нового времени здоровый образ жизни.

Формирование культуры здоровья – государственно важная задача, вызванная снижением уровня здоровья и физического состояния современных детей. Ситуацию усугубляют большие психоэмоциональные нагрузки во время обучения в учреждении образования, отсутствие навыков личной гигиены, режима дня, полноценного питания, наличие вредных привычек, осознание значимости  и необходимости двигательной активности, а значит, и умений в этой области. Сегодня одним из основных понятий здоровья является понятие «культура здоровья», под которым понимается осознанное восприятие здоровья как ценности и самомотивации к здоровому образу жизни.

Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний учащиеся совершают множество ошибок, которые впоследствии приводят к нарушению состояния здоровья.

Отсюда главной задачей здоровьесберегающего сопровождения обучающихся является копилка знаний по правилам соблюдения здорового образа жизни.

Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Учащимся школы было предложено поучаствовать в ассоциативном тренинге, результаты которого показали, что при звучании «Счастье» и «Радуга» у учащихся возникают одинаковая (схожая) реакция: улыбка, радость, эмоциональная приподнятость.  И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Учащимся и педагогам школы предложили   построить в течение года «райскую дугу» - «РАДУГУ ЗДОРОВЬЯ».

 

Каждый цвет «РАДУГИ» - это определённая составляющая здорового образа жизни, с которой учащиеся подробно знакомятся в течение учебного года.

 

 

 

Тест-анкета для самооценки учащихся факторов риска ухудшения здоровья

Тест-анкета заполняется каждым школьником дома, с помощью родителей, которые затем оценивают результат, полученный в результате тестирования. На вопросы № 1- 9 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 10 – 14 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.

Вопросы

Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной.

Я ношу рюкзак (часто тяжелый) обычно в правой руке.

У меня есть привычка сутулиться.

Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (зарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

Нередко читаю при плохом освещении лежа.

Я не забочусь о своем здоровье.

Бывает, я курю.

Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье?

а) да,

б) нет,

в) затрудняюсь ответить.

Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?

а) да,

б) нет,

в) затрудняюсь ответить.

Какие состояния наиболее типичны для тебя на уроках?

а) безразличие;

б) заинтересованность;

в) усталость;

г) сосредоточенность;

д) волнение, беспокойство;

е) что-то другое.

Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье;

б) наносят здоровью вред методами своего преподавания;

в) подают хороший пример;

г) подают плохой пример;

д) учат, как беречь здоровье;

е) им безразлично мое здоровье.

Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье?

а) не оказывает заметного влияния;

б) влияет плохо;

в) влияет хорошо;

г) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов

По вопросам 1-9 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 10-11 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 12 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

Благополучными считается результат, составляющий более 6 баллов. «Зона риска» - более 12 баллов.