ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Министерство образования Республики Беларусь Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

I ступень - «Мой ребенок - младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,

II ступень - «Мой ребенок - подросток»

для родителей учащихся V-IX классов,

III ступень - «Мой ребенок - старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования

Авторы:

Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально-педагогических технологий                                                                                      БГПУ,          кандидат

педагогических наук, доцент;

Погодина Елена                                                                    Константиновна,

старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Минск

2020

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка.

Авторы:

Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социально­педагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент;

Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ

Рецензенты:

кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук);

директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Цель Родительского университета - повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

—                          формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

—                                                  формирование        и                    развитие       психолого-педагогических

компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

—                          обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

—                          организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Целевая группа - родители (законные представители) учащихся.

Направления работы Родительского университета:

I.                Организационное:

•                                формирование очной и дистанционной форм обучения в

Родительском университете;

•                                разработка «Интернет-сайта родительского университета»;

•                                создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте»,

«Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).

II.                  Информационно-просветительское:

•                                презентация содержания программы и мероприятий

Родительского университета;

•                                организация психолого-педагогического просвещения родителей

по различным аспектам семейного воспитания:

•                 правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

•                  психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

•                                гражданское: о путях развития образования, школы.

•                                консультирование родителей по юридическим, психолого­

педагогическим и другим проблемам.

III.                  Содержательное:

-                                научно-методическое обеспечение формирования психолого­

педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-                                расширение воспитательного и творческого потенциала

родителей и семьи в целом.

Воспитательная деятельность Родительского университета строится:

-                                на оценке родителями собственного жизненного опыта;

-                   на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;

-                                 на стабильном общении детей и их родителей;

-                                 на формировании атмосферы поиска новых знаний;

-                      на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;

-                                 на развитии творческих способностей членов семьи;

-                                 на умении видеть результаты развития детей;

-                   на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень - «Мой ребенок - младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II                  ступень - «Мой ребенок - подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III                  ступень - «Мой ребенок - старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.

Формы проведения занятий:

-                      традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

-                       дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

-                                               формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

-                                               повышение интереса родителей к самообразованию;

-                       удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

-                                               повышение уровня педагогической культуры родителей;

-                       активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

-                       развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

-                       охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень - «Мой ребенок - младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе­ния

Форма проведе­ния

Ответствен­ные

1

1-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально­психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

лекция/ практикум /вебинар

классный руководитель, педагог- психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно­гигиенических норм.

Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

ноябрь

беседа/ практикум / мастер- класс

классный

руководитель, медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи

январь

круглый стол/ дискуссия/ форум

классный

руководитель

 

семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

 

 

 

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в                 нашей           жизни.

Значение           эмоционально­чувственной     сферы        для

формирования     полноценной

личности.           Рекомендации

родителям      по       развитию

положительных            эмоций

ребенка

апрель

семинар- практикум /психологи ческий

тренинг

педагог-

психолог

2

2-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться.

Соблюдение режима дня - важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь

беседа/ семинар- практикум /вебинар

классный

руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

декабрь

круглый стол/

классный руководитель,

 

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

 

семинар- практикум /вебинар

медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное     благополучие    и

семейное         неблагополучие.

Факторы,         причины        и

индикаторы             семейного

неблагополучия.    Семьи     со

скрытой                        формой

неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

февраль

лекция/ семинар- практикум /психологи ческий

тренинг

педагог- психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии

май

круглый стол/ форум/ дискуссия/

классный

руководитель

 

работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

 

мастер- класс

 

3

3-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

сентябрь

беседа/ семинар- практикум /вебинар

классный

руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика                  развития

восприятия, внимания, памяти, мышления        у        младших

школьников.        Особенности

межличностного       общения.

Самооценка               младших

школьников

декабрь

лекция/ семинар- практикум / мастер- класс

педагог-

психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья - здоровый ребенок.

Формирование     умений      и

январь

беседа/ дискуссия/ практикум

педагог социальный, медицинский

 

навыков     здорового     образа

жизни.      Спорт     в      жизни

родителей и детей. Основные правила     здорового     образа

жизни

 

 

работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье - залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья           как           система

межличностных взаимодействий. Общение как процесс           взаимовлияния.

Особенности            семейного

общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

апрель

семинар- практикум /психологи ческий

тренинг

педагог- психолог, педагог социальный

4

4-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины

сентябрь

лекция/ вебинар

педагог-

психолог, медицинский работник

 

учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

Личностные особенности младших школьников

 

 

 

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

февраль

конферен­ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум

педагог- психолог, классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный

руководитель

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

1

Психологические особенности младших школьников

Развитие памяти и внимания младших

школьников

Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания

Поощрение и наказание детей в семье

Леворукий ребенок в школе

педагог-психолог, классный

руководитель, педагог социальный

2

Воспитание вежливости

Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей?

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Роль отца в воспитании ребенка

Роль семьи в воспитании духовно-

классный

руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

 

нравственных ценностей ребенка

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Учение с увлечением

 

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

педагог-психолог, классный

руководитель, педагог социальный

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень - «Мой ребенок - подросток» для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе­ния

Форма проведе­ния

Ответствен­ные

1

5-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка      в      новой      среде.

Трудности                  адаптации

пятиклассников к школе

сентябрь

семинар- практикум /вебинар

классный руководитель, педагог- психолог, медицинский работник

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

ноябрь

круглый стол/ беседа/ семинар- практикум

классный руководитель, педагог- психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

февраль

лекция/

педагог-

 

Особенности              младшего

подросткового             возраста.

Физическое,     психическое     и

социальное развитие младших подростков.                  Общение

подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего            подросткового

возраста

 

беседа/ вебинар

психолог, педагог социальный, медицинский работник

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими             подростками.

Почему          не          работают

привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери                 родительского

авторитета

май

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

классный руководитель, педагог социальный

2

6-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей         в         семье.

Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка      в      семье.      Типы

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог- психолог, педагог социальный, классный руководитель

 

семейного воспитания и их характеристика. Г армоничное семейное      воспитание,      его

основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

 

 

 

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся         поведение

подростков.                    Формы

аддиктивного        (зависимого)

поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины                  зависимого

поведения.           Профилактика

зависимостей в подростковой среде.     Роль      родителей     в

предупреждении отклоняющегося        поведения

подростков.

декабрь

семинар- практикум / вебинар/ психологи ческий

тренинг

педагог- психолог, классный руководитель

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная           реальность:

возможности     и      опасности.

Основные                       правила

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-

педагог- психолог, классный руководитель

 

медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

 

практикум / мастер- класс

 

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май

конферен­ция/

семинар- практикум /вебинар

педагог социальный, медицинский работник

3

7-е классы

 

 

 

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14­летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

сентябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог- психолог, медицинский работник

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное        поведение

несовершеннолетних. Факторы

ноябрь

круглый стол/ беседа/ вебинар

педагог социальный, инспектор по

делам

 

и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

 

 

несовершен­нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь    семьи     с     ребенком-

подростком: борьба принципов или     поиски     компромиссов.

Психологический     климат     в

семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

февраль

конферен­ция/ дискуссия/ форум/ семинар- практикум /психологи ческий

тренинг

педагог социальный, педагог- психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение      подростков      к

обучению. Потеря интереса к учебе у подростков - что делать и       как     избежать.    Причины

снижения учебной мотивации в подростковом    возрасте.    Как

заинтересовать           подростка

обучением?     Мотивация      на

успех

апрель

беседа/ семинар- практикум /психологи

ческий тренинг

классный руководитель, педагог- психолог

4

8-е классы

 

 

 

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода.

октябрь

лекция/ беседа/ вебинар

педагог- психолог, педагог

 

Постановка     целей      и      их

достижение.

Успеваемость в школе как один из        факторов       успешного

достижения целей

 

 

социальный

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных                ситуаций.

Профилактика             основных

рисков.                   Особенности

виктимного                поведения

(поведения «жертвы»)

декабрь

конферен­ция/ форум/ семинар- практикум /психологи ческий

тренинг

педагог- психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершен­нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март

беседа/ семинар- практикум /вебинар

педагог- психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие                  «конфликт».

Супружеские         ссоры         и

конфликты.        Развод        как

психотравмирующий     фактор.

май

круглый стол/ конферен­ция/ семинар- практикум

педагог- психолог, социальный педагог, классный руководитель

 

Последствия       развода      для

супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения.          Стратегии

поведения       в        конфликте,

способы        преодоления       и

профилактика                 детско-

родительских конфликтов.

Школьные               конфликты.

Культура поведения взрослых и детей       при      возникновении

школьных конфликтов

 

/психологи ческий тренинг

 

5

9-е классы

 

 

 

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные    особенности

подростка      и       характерные

возрастные черты. Ключевые переживания               возраста.

Личностные     особенности     и

особенности                общения.

Возможные проблемы, внешние и        внутренние      конфликты,

отношение к учебе

сентябрь

лекция/ конферен­ция/ вебинар

педагог- психолог, классный руководитель, медицинский работник

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины

ноябрь

беседа/ семинар- практикум /вебинар

педагог- психолог, педагог социальный

 

агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные                   способы

преодоления агрессивности в поведении                 подростка.

Рекомендации для родителей по профилактике     и     коррекции

агрессивного              поведения

подростка

 

 

 

5.3

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый     возраст     как

фактор            риска             для

возникновения              вредных

привычек     и      зависимостей.

Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье.             Профилактика

вредных привычек

февраль

лекция/ беседа/ семинар- практикум

педагог- психолог, классный руководитель, педагог социальный

5.4

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности              учащихся.

апрель

конферен­ция/ форум/ семинар- практикум /вебинар

педагог- психолог, социальный педагог, классный руководитель

 

Влияние     семьи     на     выбор

профессии    подростком.    Как

родители    могут    поддержать

ребенка при выборе профессии? Знакомство                родителей

обучающихся с результатами диагностики          склонностей,

способностей                            и

профессиональных     интересов

подростков

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

5

Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков

Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье

Компьютерные игры: польза или вред?

Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты

Трудности переходного возраста

Как предупредить употребление подростками

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, медицинский

 

психоактивных веществ?

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Трудовое воспитание в семье

работник, инспектор по делам несовершеннолетних

7

Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым?

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, медицинский работник

8

Как    научиться    понимать    и     принимать

подростка?

О родительском авторитете

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Подросток в социальных сетях: что делать?

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Домашняя      работа:      удовольствие      или

наказание?

педагог-психолог, педагог социальный, классный

руководитель, медицинский работник

 

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания

Как сохранить репродуктивное здоровье подростка?

 

9

Формирование            правосознания            и

ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное     время     и     его     значение     в

формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул

Ответственное      родительство      -       залог

благополучия семьи

классный

руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА III ступень - «Мой ребенок - старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведе­ния

Форма проведе­ния

Ответствен­ные

1

10-е классы

 

 

 

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи.

Проблема здорового питания.

сентябрь

лекция/ беседа/ семинар- практикум

педагог социальный, медицинский работник

 

Увлечение диетами. Гиподинамия - проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

 

/вебинар

 

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности          юношеской

любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить          взрослеющему

ребёнку

ноябрь

круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастер- класс

педагог- психолог, медицинский работник

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная

февраль

беседа/ круглый стол/ вебинар

педагог- психолог, педагог социальный

 

беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

 

 

 

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние     застенчивости     и

неуверенности    на    учебные

успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

апрель

круглый стол/ дискуссия/ психологи ческий

тренинг, вебинар

классный руководитель, педагог- психолог

2

11-е классы

 

 

 

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в

октябрь

семинар- практикум / форум/ вебинар

педагог- психолог, классный руководитель

 

процессе выбора профессии и самоопределении

старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии.

Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

 

 

 

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое     поведение,     его

причины,     факторы     риска.

Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность        для        жизни,

физического, психического и нравственного     здоровья     и

полноценного            развития

старшеклассника.     Интернет-

зависимость.                     Пути

профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь

конферен­ция/ беседа/ практикум

педагог- психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершен­нолетних

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в

март

круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар

педагог социальный, классный руководитель

 

брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

 

 

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей

май

семинар- практикум / мастер- класс/

психологи ческий тренинг

классный руководитель, педагог- психолог, медицинский работник

 

выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Ответственные

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело - личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть?

Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

классный

руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Научная организация учебного труда старшеклассников

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

педагог-психолог, классный

руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский

 

Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности

работник

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для

студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. - 3-е изд., переработанное и дополненное. - СПб. : Питер Пресс, 2014. - 334 с.

  • Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе :

Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. - Минск : Национальный институт образования, 2016. - 248 с.

  • Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина:

пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба.                                — Минск : Национальный

институт образования, 2018. — 232 с.

  • Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями

учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. - Минск : Национальный институт образования, 2019. - 192 с.

  • Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в

современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - 184 с.

  • Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы:

пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. - Минск : Национальный институт образования, 2011. - 208 с.

  • Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое

пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. - Минск : Альтиора — Живые краски, 2013. - 55 с.

  • Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся

молодежи:  постановление Министерства образования Респ. Беларусь,

15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-detej- i-molodioji.doc. - Дата доступа: 29.09.2019.

9            Кулагина, И. Ю. Психология  развития и возрастная психология:

полный   жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина,

В. Н. Колюцкий. - М. : Трикста, Академический проект, 2011. - 419 с.

  • Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. - М. : Изд-во «Э», 2015. - 320 с.
  • Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. - Минск : Национальный институт образования, 2012. - 190 с.
  • Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. - Минск : Национальный институт образования, 2019. - 192 с.
  • Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнёва. - Минск : Национальный институт образования, 2011. - 160 с.
  • Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. - Минск : Национальный институт образования, 2010. - 216 с.
  • Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. - Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с.
  • Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. - М. : УЦ Перспектива, 2011. - 152 с.
  • Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. - 2-е изд., доп. - М. : Академический проект, 2017. - 254 с.
  • Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
  • Овчарова, Р.В. Психология    сопровождения родительства /

Р.В. Овчарова. - М. : Академия, 2005. - 368 с.

  • Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен:

учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

  • Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. - Минск : ИВЦ Минфина, 2015. - 192 с.
  • Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. - Минск : ИВЦ Минфина, 2015. - 189 с.
  • Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. - СПб. : Вектор, 2010. - 251 с.
  • Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. - М. : АСТ, 2015. - 210 с.
  • Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. - Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. - 238 с. - С. 49-52.
  • Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. - Гжель : ГГУ, 2020. - 548 с. - С.393-394.
  • Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. - Минск : БГПУ, 2019. - 160 с.
  • Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2019. - №4 (44). - С. 130-132.
  • Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс].   -               Режим        доступа:          http://

http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. - Дата доступа: 29.09.2019.

  • Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
  • Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. - М. : Глобус, 2009. - 256 с.
  • Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы

учреждений образования Витебской области:              методико-практические

материалы. - Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. - 51 с.

  • Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. - Волгоград : Учитель, 2011. - 183 с.
  • Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов

общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. - Минск : Национальный институт образования, 2010. - 176 с.

  • Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 198 с.
  • Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. - 2-е изд. - Мозырь : Содействие, 2007. - 222 с.
  • Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. - Мозырь : Белый ветер, 2003. - 292 с.
  • Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология /

Л. Б. Шнейдер. - М. : Академический Проект; Трикста, 2010. - 720 с.

поделиться в: