Насилие в семье

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

 

    Первые знания, умения и  навыки жизни ребенок получает дома, в семье. Что он чувствует, когда его бьют, унижают самые близкие и любимые люди? Страх, отчаяние, ненависть, безысходность, вину и стыд, одиночество и бессилие. Испытывая на себе агрессию взрослых, дети постепенно приходят к мысли о допустимости насилия, о его безнаказанности. И из жертвы сами превращаются в агрессора.

 

     Домашнее насилие – это повторяющийся с увеличением частоты цикл:

Физического

Словесного

Эмоционального

Духовного

Экономического оскорбления

 

    С целью:

Контроля

Запугивания                     

Внушения чувства страха.

 

    Причины жестокого обращения с детьми:

-безработица или низкая материальная обеспеченность;

-алкоголизм одного или обоих родителей

-одиночество или распавшийся брак;

-слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность,

-физическое или психическое переутомление;

-незрелость родителей;

-эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

-отсутствие привязанности к ребенку;

-чрезмерная требовательность;

-рождение другого ребенка;

-большое количество детей.

 

Признаки, свойственные жертвам

физического насилия:

Постоянные, частые или появляющиеся время от времени специфические повреждения: свежие или заживающие отпечатки пальцев, ремня; синяки, ссадины; кровоизлияния в глазное яблоко, шатающиеся зубы, участки облысения.

 

 

 

В младшем школьном возрасте типичны замкнутость, стремление скрыть причину повреждений и травм, боязнь идти домой после школы (особенно с плохой отметкой в дневнике), отсутствие друзей, заискивающее, угодливое поведение;

 

 

 В подростковом возрасте – побеги из дома, отклоняющееся поведение (криминальное или антиобщественное), употребление алкоголя или наркотиков, агрессивность, суицидные угрозы.

 

 

 Признаки, свойственные жертвам эмоционального насилия:

Постоянная подавленность, грусть, неуверенность в себе;

Наличие таких соматических проявлений, как ожирение или потеря веса, аллергические патологии, кожные сыпи, нервные тики;

Беспокойство, тревожность;

Агрессивность либо, наоборот, чрезмерная уступчивость.

Склонность к уединению;

Плохая успеваемость;

Неумение контактировать с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками;

Нарушение аппетита;

Суицидальные угрозы и попытки самоубийства.

 

Признаки, свойственные жертвам

сексуального насилия:

Сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.

 

Общие рекомендации педагогам и родителям.

 

  1. Внимательно выслушивать ребенка.
  2. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.
  3. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов, и наоборот.
  4. Обсуждать права ребенка.
  5. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

Действия в случае выявления

жестокого обращения:

 

Педагогические работники (классный руководитель, воспитатель, учитель-предметник:

при выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, или получение информации от третьих лиц незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста СППС учреждения образования.

 

Администрация учреждения образования:

Незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и РОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

 

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию