О районном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся IX –XI классов учреждений образования «С наукой в будущее»
Положение о районном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся IX –XI классов учреждений образования «С наукой в будущее»
|
|
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса работ исследовательского характера (конференции) учащихся «С наукой в будущее» (далее – конференция).
- Организатором конференции являются управление по образованию Полоцкого райисполкома (далее – управление) и государственное учреждение «Полоцкий районный учебно-методический центр» (далее – учебно-методический центр»).
- Целью конференции является создание организационно-педагогических условий для развития учебно-исследовательской деятельности учащихся учреждений общего среднего образования Полоцкого района как эффективного средства повышения качества образования и всестороннего развития личности учащихся.
- Задачи конференции:
- выявление способных и одаренных учащихся, развитие их интеллектуального творчества, стремления к постоянному совершенствованию знаний с учетом современных требований образования, науки и перспектив их развития;
- обучение методике и приемам самостоятельного решения научных и технических задач и привитие навыков самостоятельной исследовательской, научно-практической работы, формирование учебных и исследовательских компетентностей;
- предоставление возможности учащимся обсуждать свои исследовательские работы со сверстниками из других образовательных учреждений;
- формирование творческих связей с исследовательскими коллективами, преподавателями учреждений высшего образования.
ГЛАВА 2. РУКОВОДСТВО КОНФЕРЕНЦИЕЙ
- Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляется организационным комитетом (далее – оргкомитет). Состав оргкомитета утверждается приказом начальника управления.
- Оргкомитет проводит работу по подготовке к конференции, формирует предметные секции, утверждает программу и список участников, решает организационные вопросы.
- Оргкомитет формирует жюри в предметных секциях, состав которого утверждается приказом начальника управления по образованию.
- Оргкомитет решает вопросы поощрения призеров конференции и научных руководителей, способствует привлечению внимания общественности, средств массовой информации, физических и юридических лиц к деятельности конференции, совместно с жюри подводит итоги, награждает лауреатов и победителей конференции.
ГЛАВА 3. УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ
- Участниками конференции являются учащиеся IX –XI классов учреждений общего среднего образования Полоцкого района (индивидуально или в составе группы).
ГЛАВА 4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
- Конференция проводится на базе одного (или нескольких) учреждений общего среднего образования Полоцкого района ежегодно в мае (точная дата определяется оргкомитетом).
ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ
- На конференцию могут быть представлены работы исследовательского, экспериментального и прикладного характера, выполненные индивидуально или группой учащихся.
- Объем текста исследовательской работы не должен превышать 15-20 страниц печатного текста в формате Times New Roman, размером 14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Стиль текста «обычный» с выравниванием абзацев по ширине, табуляция 1,25 см, поля по периметру 25 мм.
- Исследовательская работа должна быть оформлена следующим образом:
Титульный лист с указанием темы исследования, Ф.И.О. автора (авторов) и руководителя, полное название учреждения образования (приложение 1).
Содержание, включающее название структурных частей с указанием нумерации соответствующих страниц арабскими цифрами.
Введение (постановка задачи), в котором приводится описание исследуемой проблемы (обосновывается актуальность темы исследования, делается краткий обзор известных данных и литературы, указывается объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования, исходные идеи и гипотезы).
Основная часть, в которой в зависимости от специфики предмета и темы исследования описываются:
методы исследования (общая методика исследований, использованные или самостоятельно построенные модели и т.п.);
идеи и методы доказательств (при необходимости даются полные доказательства);
использованные технологии, оборудование, приборы;
экспериментальные данные (описание опытов, экспериментов, наблюдений и т.п., собственные данные, полученные при их проведении, видео, фото- и др. материалы). Этот раздел может делиться на подразделы с пояснительными подзаголовками.
Заключение, в котором кратко формулируются основные результаты, а также проводится их анализ на соответствие исходным идеям и гипотезам, делаются общие выводы, включающие данные о степени новизны полученных результатов, возможной теоретической и (или) практической значимости, направлениях дальнейших исследований. В случае если работа проводилась с привлечением ученых и оборудования сторонних организаций, то необходимо указать, какая часть работы проводилась самостоятельно, а какая с привлечением соответствующих специалистов.
Список используемых источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке. Ссылки на используемые источники по тексту работы обязательны! Список используемых источников и ссылки должны быть оформлены в соответствии с правилами библиографического описания.
Приложения (дополнительные тексты, таблицы, графики, карты и др.) оформляются на отдельных листах с заголовком в правом верхнем углу, размещаются после списка используемых источников со сквозной нумерацией страниц всего текста работы.
В оргкомитет вместе с работой должен быть представлен электронный вариант всей работы и ее презентация.
- В случае представления работы с нарушением настоящего Положения, а также в случае плагиата оргкомитет имеет право отклонить работу от рассмотрения и участия.
ГЛАВА 6. ТЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИИ
- На конференцию принимаются работы исследовательского, экспериментального и прикладного характера по направлениям:
- в общественно-гуманитарном направлении один раз в два года, начиная с четного года (история, языки и литература, обществоведение, социология, психология, культурология, изобразительное искусство и др.);
- в естественно-математическом направлении один раз в два года, начиная с нечетного года (математика, физика, астрономия, информатика, химия, биология, экология, география, трудовое обучение, здоровый образ жизни и др.).
ГЛАВА7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ
- Для участия в конференции необходимо направить в оргкомитет заявку на участие (приложение 2), подписанную руководителем учреждения образования и заверенную печатью учреждения и исследовательскую работу (до 15 апреля).
- Работа конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на предметных секциях. Перечень секций определяется ежегодно оргкомитетом в зависимости от тематики заявленных работ.
- Состав жюри утверждается приказом начальника управления по образованию Полоцкого райисполкома.
- Учреждения образования, организующие работу предметной секции:
19.1. предоставляют помещения для работы секции;
19.2. выделяют для работы секций компьютерную технику и оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций;
19.3. проводят регистрацию участников конкурса и указывают участникам номер их аудитории;
19.4. на дверях аудиторий вывешивают названия секций со списками учащихся.
- Каждый участник конференции на секции представляет свою работу перед жюри и другими конкурсантами. Изложение ведется от первого лица во множественном числе. Доклады представляются в устной форме в сопровождении компьютерной презентации на секционных заседаниях. Регламент выступления участников – до 7 минут, продолжительность дискуссии – до 5 минут.
- Исследовательская работа и выступление участников конференции оценивается жюри в соответствии с критериями (приложения 3, 4).
ГЛАВА 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ
- Итоговая оценка исследовательской работы представляет собой сумму количества баллов, полученных в результате оценивания исследовательской работы жюри предметного направления и публичного выступления автора на конференции. В каждой предметной секции жюри определяют победителей. Все решения жюри протоколируются и подписываются председателем и членами жюри. Решения жюри являются окончательными.
- Общее количество победителей конференции не должно превышать 50 % от общего количества работ, представленных на конференцию.
- Победителям конференции вручаются дипломы (I, II, III степеней) управления по образованию.
- После подведения итогов конференции работы участников можно забрать до конца учебного года. Невостребованные работы уничтожаются.
- Апелляции от учреждений образования не принимаются.
- По итогам конференции создается электронный сборник работ победителей конференции.
Приложение 1
Образец титульного листа работы
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПОЛОЦКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
Государственное учреждение образования
«Полное название учреждения»
Районный конкурс
работ исследовательского характера учащихся
«С наукой в будущее»
Предметная секция «История»
исследовательская работа
«Особенности этнического состава Витебской
губернии XIX века по материалам переписи населения»
Автор:
Сидоров Иван Михайлович,
учащийся 10 «А» класса
ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка»
Руководитель:
Петров Игорь Васильевич,
учитель истории
ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка»
г. Полоцк, 2021
Приложение 2
ЗАЯВКА
на участие в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся учреждений образования Полоцкого района «С наукой в будущее»
- Фамилия, имя, отчество автора (авторов) …………………………………………………….
- Учреждение образования, класс
……………………………………………………..
- Фамилия, имя, отчество научного руководителя ………………………………………………………
………………………………………………………
- Название доклада……………………………….
………………………………………………………
- Название предметной секции
…. ………………………………………………
- E-mail……………………………………………
- Контактные телефоны (участника, руководителя) ………………..……………………………………..
Директор учреждения
образования _____________ И.О. Фамилия
Приложение 3
Критерии оценки работ исследовательского характера
(общественно-гуманитарное направление)
Каждый критерий оценивается по шкале:
проявляется в полном объёме – 3 балла,
проявляется не в полном объёме – 2 балла,
проявляется эпизодически – 1 балл,
не проявляется – 0 баллов
Критерии |
Показатели оценки |
Баллы |
1. Обоснование актуальности темы |
Актуальность темы обоснована в полной мере |
3 |
Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты |
2 |
|
Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы |
1 |
|
Актуальность темы не обоснована |
0 |
|
2. Корректность формулировки темы и задач |
Цель и задачи раскрывают тему; все задачи полностью соответствуют цели |
3 |
Цель и задачи в основном раскрывают тему; задачи в основном соответствуют цели |
2 |
|
Цель и задачи частично раскрывают тему; задачи не в полной мере соответствуют цели |
1 |
|
Цель и задачи не раскрывают тему; задачи не соответствуют цели |
0 |
|
3. Качество проведенной работы исследовательского характера |
Содержание работы соответствует поставленным цели и задачам; анализ разработанности исследуемой проблемы проведен корректно; обработка и анализ полученного материала проведены корректно; имеется фактологическое подтверждение всех выдвигаемых положений и заключений |
3 |
Содержание работы в основном соответствует поставленным цели и задачам; анализ разработанности исследуемой проблемы проведен в основном корректно; обработка и анализ полученного материала выполнены в основном корректно; имеется фактологическое подтверждение большинства выдвигаемых положений и заключений |
2 |
|
Содержание работы частично соответствует поставленным цели и задачам; анализ разработанности исследуемой проблемы проведен некорректно; имеется фактологическое подтверждение отдельных положений и заключений |
1 |
|
Содержание работы не соответствует поставленным цели и задачам; анализ разработанности исследуемой проблемы не проведен; фактологическое подтверждение отдельных положений и заключений отсутствует |
0 |
|
4. Достоверность и обоснованность результатов работы исследовательского характера |
Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами |
3 |
Результаты исследования в основном достоверны; в основном обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами |
2 |
|
Результаты исследования частично достоверны; частично обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами |
1 |
|
Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование |
0 |
|
5. Теоретическая и (или) практическая значимость результатов работы исследовательского характера |
Работа содержит оригинальные идеи, заключения; обоснована возможность использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты отвечают цели исследования и имеют прикладное значение; обозначены перспективы разработки темы исследования |
3 |
Полученные в работе результаты уточняют и конкретизируют известные теоретические положения и практические результаты; высказано предположение о возможности использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты в основном отвечают цели исследования и имеют прикладное значение |
2 |
|
Содержащиеся в работе идеи и заключения не отличаются оригинальностью, представленные практические результаты частично отвечают цели исследования и имеют прикладное значение |
1 |
|
Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует |
0 |
|
6. Соответствие текста работы требованиям научного стиля |
В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно |
3 |
В работе в основном выдержан научный стиль изложения; выбор терминологии не в полной мере соответствует области исследования, терминология используется в основном корректно и уместно |
2 |
|
В работе частично соблюдаются нормы научного стиля, терминология не всегда используется корректно и уместно |
1 |
|
Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используются некорректно |
0 |
|
7. Корректность использования источников |
Используемые источники соответствуют теме исследования; анализ источников содержательный, полный и корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом |
3 |
Используемые источники в основном соответствуют теме исследования; анализ большинства источников в основном корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом |
2 |
|
Используемые источники частично соответствуют теме исследования; анализ источников не всегда корректный; не все заимствования обозначены надлежащим образом |
1 |
|
Большинство источников не соответствует теме исследования, их анализ отсутствует или некорректен, большинство заимствований не обозначено |
0 |
|
8. Качество оформления работы |
Работа оформлена в соответствии с установленными правилами |
3 |
Оформление работы в целом соответствует установленным правилам, но имеют место отдельные недочеты |
2 |
|
При оформлении работы частично соблюдены установленные правила |
1 |
|
Оформление работы не соответствует установленным правилам |
0 |
|
9. Культура публичного выступления |
Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
3 |
Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
2 |
|
Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
1 |
|
Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; некорректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
0 |
|
10. Участие в дискуссии |
Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументированно и по существу отвечает на все поставленные вопросы |
3 |
Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации |
2 |
|
Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале |
1 |
|
Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале |
0 |
Приложение 4
Критерии оценки работ исследовательского характера
(естественно-математическое направление)
Каждый критерий оценивается по шкале:
проявляется в полном объёме – 3 балла,
проявляется не в полном объёме – 2 балла,
проявляется эпизодически – 1 балл,
не проявляется – 0 баллов
Критерии |
Показатели оценки |
Баллы |
1. Обоснование актуальности темы |
Актуальность темы обоснована в полной мере |
3 |
Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты |
2 |
|
Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы |
1 |
|
Актуальность темы не обоснована |
0 |
|
2. Корректность формулировки темы и задач |
Формулировки цели и задач исследования корректны с точки зрения логики научного исследования; цель и задачи раскрывают тему; все задачи полностью соответствуют цели исследования |
3 |
Формулировки цели и задач исследования корректны с точки зрения логики научного исследования; цель и задачи в основном раскрывают тему; задачи в основном соответствуют цели исследования |
2 |
|
Формулировки цели и задач исследования корректны с точки зрения логики научного исследования; задачи не в полной мере соответствуют цели исследования |
1 |
|
Формулировки цели и задач исследования некорректны с точки зрения логики научного исследования; цель и задачи не раскрывают тему; задачи не соответствуют цели исследования |
0 |
|
3. Качество проведенного исследования |
Исследование проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Корректно проведен анализ разработанности исследуемой проблемы и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, корректно осуществлены их анализ и обработка на соответствие исходной гипотезе (идее) |
3 |
Исследование в основном проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). В основном корректно проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, в основном корректно осуществлены их анализ и обработка |
2 |
|
Исследование частично проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Частично проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования. Данные для использования в исследовании не определены. Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета данных. Представлены данные, полученные при проведении исследования, но не осуществлены их анализ и обработка |
1 |
|
Исследование проведено не в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета анализа разработанности темы (проблемы) исследования и определения данных для использования в исследовании. Не представлены данные, полученные при проведении исследования, или не осуществлены их анализ и обработка |
0 |
|
4. Достоверность и обоснованность результатов исследования |
Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами исследования |
3 |
Результаты исследования в основном достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами исследования |
2 |
|
Результаты исследования частично достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами исследования |
1 |
|
Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование |
0 |
|
5. Теоретическая и (или) практическая значимость результатов исследования |
В работе представлены оригинальные инструментальные средства исследования, использование которых обеспечило достижение цели исследования и достоверность его результатов. Приведены данные о степени новизны полученных результатов, их возможной теоретической и (или) практической значимости |
3 |
Работа выполнена по теме, представляющей интерес только для автора исследования. Полученные результаты соответствуют цели исследования; высказано предположение о возможности их использования в образовательной практике и (или) в повседневной жизни |
2 |
|
Результаты исследования, представленные в работе, частично соответствуют цели исследования и имеют прикладное значение |
1 |
|
Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует |
0 |
|
6. Соответствие текста требованиям научного стиля |
В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно |
3 |
В работе в основном выдержан научный стиль изложения; большинство терминов используются корректно и уместно |
2 |
|
В работе частично соблюдаются нормы научног о стиля; корректно используются отдельные термины |
1 |
|
Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используется некорректно |
0 |
|
7. Корректность использования источников |
Используемые источники соответствуют теме исследования; анализ источников содержательный, полный и корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом |
3 |
Используемые источники в основном соответствуют теме исследования; анализ большинства источников в основном содержательный, полный и корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом |
2 |
|
Используемые источники частично соответствуют теме исследования; анализ источников не всегда корректный, не все заимствования обозначены надлежащим образом |
1 |
|
Большинство источников не соответствует теме исследования, их анализ отсутствует или некорректен, большинство заимствований не обозначено |
0 |
|
8. Качество оформления работы |
Работа оформлена в соответствии с установленными правилами |
3 |
Оформление работы в целом соответствует установленным правилам, но имеют место отдельные недочеты |
2 |
|
При оформлении работы частично соблюдены установленные правила |
1 |
|
Оформление работы не соответствует установленным правилам |
0 |
|
9. Культура публичного выступления |
Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
3 |
Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
2 |
|
Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
1 |
|
Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; некорректно используется иллюстративный и демонстрационный материал |
0 |
|
10. Участие в дискуссии |
Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументированно и по существу отвечает на все поставленные вопросы |
3 |
Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации |
2 |
|
Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале |
1 |
|
Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале |
0 |