О районном конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся IX –XI классов учреждений образования «С наукой в будущее»

                                               

 

Положение о районном конкурсе

работ исследовательского характера (конференции) учащихся IXXI классов учреждений образования

«С наукой в будущее»

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения районного конкурса работ исследовательского характера (конференции)   учащихся  «С наукой в будущее» (далее – конференция).
  2. Организатором конференции являются управление по образованию Полоцкого райисполкома (далее – управление) и государственное учреждение «Полоцкий районный учебно-методический центр» (далее – учебно-методический центр»).
  3. Целью конференции является создание организационно-педагогических условий для развития учебно-исследовательской  деятельности учащихся учреждений общего среднего образования Полоцкого района как эффективного средства повышения качества образования и всестороннего развития личности учащихся.
  4. Задачи конференции:

-   выявление способных и одаренных учащихся, развитие их интеллектуального творчества, стремления к постоянному совершенствованию знаний с учетом современных требований образования, науки и перспектив их развития;

- обучение методике и приемам самостоятельного решения научных и технических задач и привитие навыков самостоятельной исследовательской, научно-практической работы, формирование учебных и исследовательских компетентностей;

- предоставление возможности учащимся обсуждать свои исследовательские работы со сверстниками из других образовательных учреждений;

   - формирование творческих связей с исследовательскими коллективами, преподавателями учреждений высшего образования.

 

ГЛАВА 2.  РУКОВОДСТВО КОНФЕРЕНЦИЕЙ

  1. Общее руководство подготовкой и проведением конференции осуществляется организационным комитетом (далее – оргкомитет). Состав оргкомитета утверждается приказом начальника управления.
  2. Оргкомитет  проводит работу по подготовке к конференции, формирует предметные секции, утверждает программу и список участников, решает организационные вопросы.
  3. Оргкомитет формирует жюри в предметных секциях, состав которого утверждается приказом начальника управления по образованию.
  4. Оргкомитет решает вопросы поощрения призеров конференции и научных руководителей, способствует привлечению внимания общественности, средств массовой информации, физических и юридических лиц к деятельности конференции, совместно с жюри подводит итоги, награждает лауреатов и победителей конференции.

ГЛАВА 3. УЧАСТНИКИ  КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Участниками конференции являются учащиеся IX XI классов учреждений общего среднего образования Полоцкого района  (индивидуально или в составе группы).

ГЛАВА 4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ  КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Конференция проводится на базе одного (или нескольких) учреждений общего среднего образования Полоцкого района ежегодно в мае (точная дата определяется оргкомитетом).

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ

  1. На конференцию могут быть представлены работы исследовательского, экспериментального и прикладного характера, выполненные индивидуально или группой учащихся.
  2. Объем текста исследовательской работы не должен превышать 15-20 страниц печатного текста в формате Times New Roman, размером 14 пт с одинарным межстрочным интервалом. Стиль текста «обычный» с выравниванием абзацев по ширине, табуляция    1,25 см, поля по периметру 25 мм.
  3. Исследовательская работа должна быть оформлена следующим образом:

Титульный лист с указанием темы исследования, Ф.И.О. автора (авторов) и руководителя, полное название учреждения образования (приложение 1).

Содержание, включающее название структурных частей с указанием нумерации соответствующих страниц арабскими цифрами.

Введение (постановка задачи), в котором приводится описание исследуемой проблемы (обосновывается актуальность темы исследования, делается краткий обзор известных данных и литературы, указывается объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи исследования, исходные идеи и гипотезы).

Основная часть, в которой в зависимости от специфики предмета и темы исследования описываются:

методы исследования (общая методика исследований, использованные или самостоятельно построенные модели и т.п.);

идеи и методы доказательств (при необходимости даются полные доказательства);

использованные технологии, оборудование, приборы;

экспериментальные данные (описание опытов, экспериментов, наблюдений и т.п., собственные данные, полученные при их проведении, видео, фото-  и др. материалы). Этот раздел может делиться на подразделы с пояснительными подзаголовками.

Заключение, в котором кратко формулируются основные результаты, а также проводится их анализ на соответствие исходным идеям и гипотезам, делаются общие выводы, включающие данные о степени новизны полученных результатов, возможной теоретической и (или) практической значимости, направлениях дальнейших исследований. В случае если работа проводилась с привлечением ученых и оборудования сторонних организаций, то необходимо указать, какая часть работы проводилась самостоятельно, а какая с привлечением соответствующих специалистов.

Список используемых источников (книги, монографии, газетные или журнальные статьи, адреса сайтов и др.) составляется в алфавитном порядке. Ссылки на используемые источники по тексту работы обязательны! Список используемых источников и ссылки должны быть оформлены в соответствии с правилами библиографического описания.

Приложения (дополнительные тексты, таблицы, графики, карты и др.) оформляются на отдельных листах с заголовком в правом верхнем углу, размещаются после списка используемых источников со сквозной нумерацией страниц всего текста работы.

В оргкомитет вместе с работой должен быть представлен электронный вариант всей работы и ее презентация.

  1. В случае представления работы с нарушением настоящего Положения, а также в случае плагиата оргкомитет имеет право отклонить работу от рассмотрения и участия.

ГЛАВА 6. ТЕМАТИКА КОНФЕРЕНЦИИ

  1. На конференцию принимаются работы исследовательского, экспериментального и прикладного характера по направлениям:

-     в общественно-гуманитарном направлении один раз в два года, начиная с четного года (история, языки и литература, обществоведение, социология, психология, культурология, изобразительное искусство и др.);

-     в естественно-математическом направлении один раз в два года, начиная с нечетного года (математика, физика, астрономия, информатика, химия, биология, экология, география, трудовое обучение, здоровый образ жизни и др.).

ГЛАВА7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Для участия в конференции необходимо направить в оргкомитет заявку на участие (приложение 2), подписанную руководителем учреждения образования и заверенную печатью учреждения и исследовательскую работу (до 15 апреля).
  2. Работа конференции предусматривает публичные выступления участников по результатам собственной исследовательской деятельности на предметных секциях. Перечень секций определяется ежегодно оргкомитетом в зависимости от тематики заявленных работ.
  3. Состав жюри утверждается приказом начальника управления по образованию Полоцкого райисполкома.
  4. Учреждения образования, организующие работу предметной секции:

19.1.  предоставляют помещения  для работы секции;

19.2.  выделяют для работы секций компьютерную технику и оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций;

19.3. проводят регистрацию участников конкурса и указывают участникам номер их аудитории;

19.4. на дверях аудиторий вывешивают названия секций со списками учащихся.

  1. Каждый участник конференции на секции представляет свою работу перед жюри и другими конкурсантами.  Изложение ведется от первого лица во множественном числе. Доклады представляются в устной форме в сопровождении компьютерной презентации на секционных заседаниях. Регламент выступления участников – до 7 минут, продолжительность дискуссии – до 5 минут.
  2. Исследовательская работа и выступление участников конференции оценивается жюри в соответствии с критериями (приложения 3, 4).

ГЛАВА 8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Итоговая оценка исследовательской работы представляет собой сумму количества баллов, полученных в результате оценивания исследовательской работы жюри предметного направления и публичного выступления автора на конференции. В каждой предметной секции жюри  определяют победителей.  Все решения жюри  протоколируются  и  подписываются председателем и членами жюри.  Решения жюри являются окончательными.
  2. Общее количество победителей  конференции не должно превышать 50 % от общего количества работ, представленных на конференцию.
  3. Победителям  конференции вручаются дипломы                    (I, II, III степеней) управления по образованию.
  4. После подведения итогов конференции работы участников можно забрать до конца учебного года. Невостребованные работы уничтожаются.
  5. Апелляции от учреждений образования не принимаются.
  6. По итогам конференции создается электронный сборник работ победителей конференции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Приложение 1

 

Образец титульного листа работы

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ПОЛОЦКОГО РАЙОННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

Государственное учреждение образования

«Полное название учреждения»

 

 

Районный конкурс

работ исследовательского характера учащихся

«С наукой в будущее»

 

 

 

Предметная секция «История»

 

 

исследовательская работа

«Особенности этнического состава Витебской

губернии XIX века по материалам переписи населения»

  

                                                     

 

 

                                                           Автор:

                                                           Сидоров Иван Михайлович,

                                учащийся 10 «А» класса

                                                            ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка»

                                                      

                                                            Руководитель:

                                                            Петров Игорь Васильевич,

                                                      учитель истории

                                                      ГУО «Средняя школа № 6 г. Полоцка»

 

 

 

 

г. Полоцк, 2021                                                      

Приложение 2

                                                              

                                                

 

 

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе работ исследовательского характера (конференции) учащихся учреждений образования Полоцкого района «С наукой в будущее»

 

  1. Фамилия, имя, отчество автора (авторов) …………………………………………………….
  2. Учреждение образования, класс

……………………………………………………..

  1. Фамилия, имя, отчество научного руководителя ………………………………………………………

………………………………………………………

  1. Название доклада……………………………….

………………………………………………………

  1. Название предметной секции

…. ………………………………………………

  1. E-mail……………………………………………
  2. Контактные телефоны (участника, руководителя) ………………..……………………………………..

 

 

Директор учреждения

образования                            _____________     И.О. Фамилия

                                  

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

 

Критерии оценки работ исследовательского характера

(общественно-гуманитарное направление)

 

Каждый критерий оценивается по шкале:

проявляется в полном объёме        –     3 балла,

проявляется не в полном объёме   –     2 балла,

проявляется эпизодически              –     1 балл,

не проявляется                                 –     0 баллов

 

Критерии

Показатели оценки

Баллы

1.  Обоснование актуальности темы

Актуальность темы обоснована в полной мере

3

Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты

2

Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы

1

Актуальность темы не обоснована

0

2.       Корректность формулировки темы и задач

Цель и задачи раскрывают тему; все задачи полностью соответствуют цели

3

Цель и задачи в основном раскрывают тему; задачи в основном соответствуют цели

2

Цель и задачи частично раскрывают тему; задачи не в полной мере соответствуют цели

1

Цель и задачи не раскрывают тему; задачи не соответствуют цели

0

3.       Качество проведенной работы исследовательского характера

Содержание работы соответствует поставленным цели и задачам;

анализ разработанности исследуемой проблемы проведен корректно;

обработка и анализ полученного материала проведены корректно;

имеется фактологическое подтверждение всех выдвигаемых положений и заключений

3

Содержание работы в основном соответствует поставленным цели и задачам;

анализ разработанности исследуемой проблемы проведен в основном корректно;

обработка и анализ полученного материала выполнены в основном корректно;

имеется фактологическое подтверждение

большинства выдвигаемых положений и заключений

2

Содержание работы частично соответствует поставленным цели и задачам;

анализ разработанности исследуемой проблемы проведен некорректно;

имеется фактологическое подтверждение отдельных положений и заключений

1

Содержание работы не соответствует поставленным цели и задачам;

анализ разработанности исследуемой проблемы не проведен;

фактологическое подтверждение отдельных положений и заключений отсутствует

0

4.       Достоверность и обоснованность результатов работы исследовательского характера

Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами

3

Результаты исследования в основном достоверны; в основном обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами

2

Результаты исследования частично достоверны; частично обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами

1

Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование

0

5.       Теоретическая и (или) практическая значимость результатов работы исследовательского характера

Работа содержит оригинальные идеи, заключения; обоснована возможность использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты отвечают цели исследования и имеют прикладное значение; обозначены перспективы разработки темы исследования

3

Полученные в работе результаты уточняют и конкретизируют известные теоретические положения и практические результаты; высказано предположение о возможности использования результатов в образовательной практике и / или в повседневной жизни; представленные практические результаты в основном отвечают цели исследования и имеют прикладное значение

2

Содержащиеся в работе идеи и заключения не отличаются оригинальностью, представленные

практические результаты частично отвечают цели исследования и имеют прикладное значение

1

Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует

0

6.       Соответствие текста работы требованиям научного стиля

В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно

3

В работе в основном выдержан научный стиль изложения; выбор терминологии не в полной мере соответствует области исследования, терминология используется в основном корректно и уместно

2

В работе частично соблюдаются нормы научного стиля, терминология не всегда используется корректно и уместно

1

Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используются некорректно

0

7.       Корректность использования источников

Используемые источники соответствуют теме исследования; анализ источников содержательный, полный и корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом

3

Используемые источники в основном соответствуют теме исследования; анализ большинства источников в основном корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом

2

Используемые источники частично соответствуют теме исследования; анализ источников не всегда корректный; не все заимствования обозначены надлежащим образом

1

Большинство источников не соответствует теме исследования, их анализ отсутствует или некорректен, большинство заимствований не обозначено

0

8.       Качество оформления работы

Работа оформлена в соответствии с установленными правилами

3

Оформление работы в целом соответствует установленным правилам, но имеют место отдельные недочеты

2

При оформлении работы частично соблюдены установленные правила

1

Оформление работы не соответствует установленным правилам

0

9.       Культура публичного выступления

Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

3

Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

2

Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

1

Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; некорректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

0

10.  Участие в дискуссии

Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументированно и по существу отвечает на все поставленные вопросы

3

Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации

2

Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале

1

Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Критерии оценки работ исследовательского характера

(естественно-математическое направление)

 

Каждый критерий оценивается по шкале:

проявляется в полном объёме        –     3 балла,

проявляется не в полном объёме   –     2 балла,

проявляется эпизодически              –     1 балл,

не проявляется                                 –     0 баллов

 

Критерии

Показатели оценки

Баллы

1.  Обоснование актуальности темы

Актуальность темы обоснована в полной мере

3

Актуальность темы обоснована, однако не выявлены все ее важные аспекты

2

Назван лишь один из возможных аспектов актуальности темы

1

Актуальность темы не обоснована

0

2.  Корректность формулировки темы и задач

Формулировки цели и задач исследования корректны с точки зрения логики научного исследования; цель и задачи раскрывают тему; все задачи полностью соответствуют цели исследования

3

Формулировки цели и задач исследования корректны с точки зрения логики научного исследования; цель и задачи в основном раскрывают тему; задачи в основном соответствуют цели исследования

2

Формулировки цели и задач исследования корректны с точки зрения логики научного исследования; задачи не в полной мере соответствуют цели исследования

1

Формулировки цели и задач исследования некорректны с точки зрения логики научного исследования; цель и задачи не раскрывают тему; задачи не соответствуют цели исследования

0

3.       Качество проведенного исследования

Исследование проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей).

Корректно проведен анализ разработанности исследуемой проблемы и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования. Представлены данные, полученные при проведении исследования, корректно осуществлены их анализ и обработка на соответствие исходной гипотезе (идее)

3

Исследование в основном проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей). В основном корректно проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования и определены данные для использования в исследовании, осуществлен выбор методов и инструментальных средств исследования.

Представлены данные, полученные при проведении исследования, в основном корректно осуществлены их анализ и обработка

2

Исследование частично проведено в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей).

Частично проведен анализ разработанности темы (проблемы) исследования. Данные для использования в исследовании не определены.

Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета данных. Представлены данные, полученные при проведении исследования, но не осуществлены их анализ и обработка

1

Исследование проведено не в соответствии со сформулированными целью и задачами, исходной гипотезой (идеей).

Выбор методов и инструментальных средств исследования осуществлен без учета анализа разработанности темы (проблемы) исследования и определения данных для использования в исследовании.

Не представлены данные, полученные при проведении исследования, или не осуществлены их анализ и обработка

0

4.       Достоверность и обоснованность результатов исследования

Результаты исследования достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы отражают проведенное исследование, сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами исследования

3

Результаты исследования в основном достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы в основном отражают проведенное исследование, сформулированы в соответствии с заявленными целью и задачами исследования

2

Результаты исследования частично достоверны; обоснованы, обобщены и систематизированы; выводы частично отражают проведенное исследование, не всегда сформулированы четко и в соответствии с заявленными целью и задачами исследования

1

Результаты исследования недостоверны; не обоснованы и не систематизированы; выводы не отражают проведенное исследование

0

5.       Теоретическая и (или) практическая значимость результатов исследования

В работе представлены оригинальные инструментальные средства исследования, использование которых обеспечило достижение цели исследования и достоверность его результатов. Приведены данные о степени новизны полученных результатов, их возможной теоретической и (или) практической значимости

3

Работа выполнена по теме, представляющей интерес только для автора исследования.

Полученные результаты соответствуют цели исследования; высказано предположение о возможности их использования в образовательной практике и (или) в повседневной жизни

2

Результаты исследования, представленные в работе, частично соответствуют цели исследования и имеют прикладное значение

1

Теоретическая и практическая значимость исследования отсутствует

0

6.  Соответствие текста требованиям научного стиля

В работе выдержан научный стиль изложения; терминология используется корректно и уместно

3

В работе в основном выдержан научный стиль изложения; большинство терминов используются корректно и уместно

2

В работе частично соблюдаются нормы научног о стиля; корректно используются отдельные термины

1

Стиль изложения носит ненаучный характер; термины используется некорректно

0

7.       Корректность использования источников

Используемые источники соответствуют теме исследования; анализ источников содержательный, полный и корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом

3

Используемые источники в основном соответствуют теме исследования; анализ большинства источников в основном содержательный, полный и корректный; все заимствования обозначены надлежащим образом

2

Используемые источники частично соответствуют теме исследования; анализ источников не всегда корректный, не все заимствования обозначены надлежащим образом

1

Большинство источников не соответствует теме исследования, их анализ отсутствует или некорректен, большинство заимствований не обозначено

0

8.       Качество оформления работы

Работа оформлена в соответствии с установленными правилами

3

Оформление работы в целом соответствует установленным правилам, но имеют место отдельные недочеты

2

При оформлении работы частично соблюдены установленные правила

1

Оформление работы не соответствует установленным правилам

0

9.       Культура публичного выступления

Доклад дает полное представление об исследовании в его ключевых аспектах; докладчик соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

3

Доклад в основном дает представление об исследовании; докладчик в основном соблюдает речевые нормы, выступление соответствует регламенту; корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

2

Доклад дает частичное представление об исследовании; докладчик допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; не всегда корректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

1

Доклад не дает представления об исследовании, докладчик часто допускает нарушения речевых норм; выступление не соответствует регламенту; некорректно используется иллюстративный и демонстрационный материал

0

10.  Участие в дискуссии

Докладчик правильно понимает вопросы, свободно ориентируется в материале, аргументированно и по существу отвечает на все поставленные вопросы

3

Докладчик правильно понимает вопросы, в основном ориентируется в материале, по существу отвечает на поставленные вопросы с отдельными погрешностями в аргументации

2

Докладчик демонстрирует частичное понимание вопросов, испытывает затруднения при ответе, слабо ориентируется в материале

1

Докладчик не понимает вопросы, или не может ответить по существу, или не ориентируется в материале

0