Мероприятия по организационно-педагогическому и методическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения в 2023/2024 учебном году
Мероприятия по организационно-педагогическому и методическому сопровождению
допрофильной подготовки и профильного обучения
в 2023/2024 учебном году
Цель: совершенствование системы работы по организационно-методическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения в учреждении образования
Направления деятельности |
Задачи |
Ответственные |
Организационно-педагогическое сопровождение допрофильного обучения Цель: - оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии; - развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и о современном рынке труда; - приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения; - обеспечение у учащихся успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
|
- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта; - оказание учащимся педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях; - развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций; - формирование способностей принимать адекватные решения о путях получения профессии; - оказание педагогической и методической помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах допрофильной подготовки; - формирование у учащихся культуры интеллектуального труда. |
Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В. Борисевич Н.Е. Шишко В.В., Рогова С.А. Шпакова А.А., Селицкая В.Г. Классные руководители |
Организационно-методическое сопровождение - повышение квалификации педагогических работников на базе АПО, ВОИРО, ГУ «Полоцкий районный учебно-методический центр», - организация целенаправленной учёбы учителей в учреждении по повышению уровня их профессиональной компетентности (проведение семинаров, круглых столов, консультаций, обмен опытом), - изучение и распространение передового опыта учителей, родителей и учащихся по организации непрерывного педагогического образования и самообразования, по организации эффективной ориентации учащихся, в том числе на педагогические, аграрные, медицинские профессии, - регулярное информирование педагогов и родителей о новых ресурсах непрерывного педагогического образования учащихся, размещение на сайте учреждения актуальной педагогической информации, - публичная демонстрация успехов учащихся и учителей в рамках учреждения образования, района, области, обмен опытом, мыслями, предложениями, - организация и проведение информационных и тематических часов, исследовательских и творческих работ, проектов и т.д., - индивидуальная работа учителей с учащимися, которые интересуются предметом и склонны к педагогической, медицинской, аграрной деятельности, - активное использование в образовательном процессе информационных и иных образовательных технологий, - участие педагогов в районных, областных, республиканских методических мероприятиях с целью обмена опытом. |
|
Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В. Борисевич Н.Е. Шишко В.В., Рогова С.А. Шпакова А.А., Селицкая В.Г. Классные руководители Руководители УМО
|
Педагогическое сопровождение профильного обучения Цель: - выявление, развитие и реализация профессионального потенциала учащихся, т.е. профессионально значимых качеств личности, ключевых квалификаций, компетенций, профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов профессионально-этических норм, которые будут определять эффективность их профессиональной деятельности: - консультационная работа с педагогами и родителями по содействию в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей профессионального определения, - корректировка субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»; - методическая работа, направленная на оказание действенной помощи педагогическим работникам в вопросах профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся; - профилактическая работа педагога-психолога, педагога социального на оказание поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего; - коррекционно-развивающая работа, которая проводится с учащимися, испытывающими трудности в профессиональном самоопределении, и призвана развивать их профессиональные интересы на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности; - аналитическая работа, направленная на изучение созданных условий, организации педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся. |
- осуществление мониторинга интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования; - реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построения индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов; - расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием; - формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда; - повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.
|
Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В. Борисевич Н.Е. Шишко В.В., Рогова С.А. Шпакова А.А., Селицкая В.Г. Классные руководители Руководители УМО
|
Определение функций каждого субъекта образовательного процесса, осуществляющего организационно-педагогическое и методическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся |
|
|
Директор учреждения образования - изучает опыт организации допрофильной подготовки и профильного обучения; - анализирует имеющееся ресурсное обеспечение учреждения образования, необходимое для введения допрофильной подготовки и профильного обучения; - вносит коррективы в локальные документы с учетом введения допрофильной подготовки и профильного обучения; - проводит информационную работу с педагогическим коллективом и родительской общественностью о значимости и целесообразности введения допрофильной подготовки и профильного обучения на уровне совещаний, заседаний, родительских собраний; - координирует усилия педагогических работников учреждения образования, родительской общественности и учащихся по организованному переходу на допрофильную подготовку и профильное обучение; - обеспечивает общее руководство и контроль за процессом перехода на допрофильную подготовку и профильное обучение учащихся; дает оценку результатов проводимой работы. |
|
Зимницкая И.А.
|
Заместители директора по учебной работе - анализируют возможности кадрового потенциала для обеспечения допрофильной подготовки и профильного обучения; создают условия и обеспечивают профессиональную подготовку педагогов, осуществляющих образовательный процесс в профильных классах; - оказывают методическую помощь педагогам, учащимся и их родителям в совместном проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося; - создают условия для самоопределения учащихся в выборе факультативных занятий с учетом их интересов, склонностей и возможностей; - осуществляют контроль за качеством преподавания учебных предметов в профильных классах и уровнем подготовки учащихся; - изучают и анализируют материалы мониторинга результативности допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся - готовят аналитические материалы по вопросам допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. |
|
Денисова Т.Н., Вишнекова И.В., Шакаль А.В. |
Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения - владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне; - осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов; - проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности; - определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля; - оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося; - использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета; - осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально-значимых личностных качеств; - содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся; поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности; - развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности, в освоении содержания предмета на повышенном уровне. |
|
Заместители директора по учебной работе
Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения
Классные руководители
|
Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя в работе с классным коллективом и каждым учащимся, с родителями учащихся - изучает индивидуальные особенности учащихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива; - оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся в успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения; - формирует в классном коллективе атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»; - формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности, создает условия для развития у учащихся полезных интересов и нравственных ценностей; - развивает у учащихся навыки общения; - проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; проведение тематических конкурсов рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов); - проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения; - налаживает и поддерживает связь семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях; - организует и проводит совместные тематические профориентационные мероприятия с учащимися и их родителями; - привлекает для профориентационной работы родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности; - осуществляет индивидуальное консультирование родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», проявляющихся у учащихся профессиональных интересов и путях их поддержания и развития; - организует связь с Управлением по труду, занятости и социальной защите Полоцкого райисполкома |
|
Борисевич Н.Е.
Шишко В.В., Рогова С.А. Шпакова А.А., Селицкая В.Г. Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя.
|
Педагог-психолог, педагог социальный при педагогическом сопровождении допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся - оценивает степень и направленность влияний условий жизни, социума, круга общения, семьи, учреждений образования, СМИ, Интернета на профессиональное самоопределение учащегося; - проводит диагностические мероприятия; - организует консультационные мероприятия, коррекционные занятия; - участвует в проектировании микросоциума, оказывающего влияние на профессиональное самоопределение учащихся; - организует социально значимую деятельность, оказывающую влияние на профессиональное самоопределение учащихся; - организует взаимодействие различных социальных институтов; - налаживает контакты с семьей, педагогами-предметниками, педагогами, исполняющими обязанности классного руководителя, и социальными институтами, оказывающими влияние на профессиональное самоопределение учащихся. |
|
Борисевич Н.Е. Шишко В.В., Рогова С.А. Шпакова А.А., Селицкая В.Г.
|